Общество, 05 апр 2012, 10:34

Покупайте отечественное: В.Путин научит чиновников Родину любить

Минувшим днем во время своего визита на родину АВТОВАЗа - город Тольятти - премьер-министр Владимир Путин наконец вслух подтвердил то, чего так боялись в многочисленных госструктурах: российские чиновники вскоре пересядут на отечественные автомобили. Этому будет способствовать новая концепция госзакупок, где для служебных нужд можно будет заказывать лишь машины, выпущенные в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) – т.е. России, Белоруссии и Казахстане.
Читать в полной версии
Фото: premier.gov.ru

Ориентация на отечественного производителя в госнуждах - распространенная мировая практика, которая пока никак не приживается в России. Поэтому патриотизм у нас приходится насаждать, как демократию в Ираке: насильно, мучительно, долго, и во многом - за счет многочисленных жертв со стороны мирного населения.

Самые лучшие тачки

До недавних пор властям удавалось привить любовь к отечественной автопродукции лишь простым россиянам. Процесс этот опять же не был добровольным для народа: сначала за счет таможенных пошлин были изведены каналы ввоза подержанных иномарок, а затем под шумок кризиса взвинтили и цены на новые автомобили иностранного производства. В условиях, когда самые банальные Ford Focus и Nissan Note стали стоить более полумиллиона рублей, альтернатив "Ладам" поубавилось, и дирекция АВТОВАЗа вздохнула с облегчением - продажи начали расти.

В то же время чиновники, не испытывая недостатка в бюджетных средствах, ни в чем себе не отказывали: Audi, BMW, Mercedes и даже Porsche Cayenne закупались на государственные деньги пачками. Страсть к кожаным салонам и "нафаршированным" по высшему разряду иномаркам не могли остановить ни возмущение общественности, ни усилия отдельных активистов вроде Алексея Навального.

Однако пришла беда, откуда не ждали - в конце минувшего года процесс вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) стал необратимым. Стало ясно: скоро пошлины придется опускать (о ужас!) вдвое, а это значит, что только за счет населения проблемы российского автопрома уже не решить.

На этом фоне в Минэкономразвития и родилось решение поделиться с отечественным производством самым дорогим, что есть у государства - бюджетом. Согласно новой концепции, госзакупки отныне и во веки вечные будут отдавать предпочтение продукции с лейблом "Сделано в России", в том числе и по автомобилям. Слухи об этом ходили еще с февраля и спровоцировали настоящий автобум на рынке госзакупок: многочисленные ведомства и министерства кинулись скупать люксовые иномарки, пока это еще возможно, спровоцировав настоящий дефицит на рынке.

Как показал вчерашний визит В.Путина в Мекку отечественного автопрома, суета чиновников оказалась не напрасной. "Считаю, что все органы государственной, муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые за счет федерального бюджета, должны уже со следующего года покупать только автомобильную технику, производимую в РФ, Казахстане и Белоруссии", - безапелляционно заявил он в Тольятти во время совещания по развитию автомобильной отрасли в РФ.

Хорошо забытое старое

Стоит напомнить, что озвученная накануне идея не нова. Заставить своих подчиненных ездить на "Волгах" грозил в 90-е еще Борис Немцов, а Юрий Лужков в свою бытность мэром Москвы с энтузиазмом предлагал двигать в столичные чиновничьи массы продукцию загибающегося АЗЛК.

Однако обе эти затеи с треском провалились даже на локальном уровне: коса нашла на камень, и пересаживаться на морально устаревшие машины в муниципалитетах никто не захотел. В итоге АЗЛК благополучно помер, а продукция ГАЗа стала настолько нишевой, что для ее покупателей остряками был даже придуман диагноз "Волга головного мозга" - за особенности стиля вождения.

В.Путин учел опыт предшественников и предоставил непокорной чиновничьей армии разумную альтернативу, предложив считать автомобилями российского производства и собранные в стране иномарки. Впервые, кстати, он выдвинул эту инициативу еще в разгар кризиса 2008г., заявив, что при терпящем бедствие автопроме "абсолютно недопустимо расходовать деньги на приобретение импортных машин".

Процесс, как говорится, пошел - одной из самых "чиновничьих" машин в Москве за минувшие 4 года стал собираемый во Всеволжске Ford Mondeo. Их стройные ряды можно наблюдать, скажем, на служебной стоянке Белого дома. Однако за один присест пересадить госслужащих на "российские иномарки" не получилось, и теперь правительство вновь возвращается к этой теме.

Пока выбор приличных иномарок отечественного происхождения невелик – кроме уже упомянутого Mondeo, в список можно внести Toyota Camry родом из-под Санкт-Петербурга да "пятерку" BMW калининградский сборки. Однако не исключено, что вводимые уже со следующего года инициативы расширят этот ряд – наверняка мировые автопроизводители не смирятся с потерей такого щедрого покупателя и перенесут сборку люксовых автомобилей в Россию. А это, как никак, новые рабочие места и локализация производства.

Только отечественное, только хардкор!

Впрочем, приучать россиян к отечественному приходится не только в автоотрасли – уровень товарного патриотизма в отдельно взятой энергетической державе удручающе низок. Правительство год от года бодро рапортует о росте положительного сальдо торгового баланса, но если вычесть оттуда экспорт нефти и газа, оно сразу станет глубоко отрицательным.

Причина банальна – наша несырьевая продукция, увы и ах, в большинстве случаев неконкурентоспособна, уступая импортным аналогам по цене и качеству. Где-то нам не хватает собственных технологий (за годы сырьевой зависимости Россия в этом смысле отстала от конкурентов), а где-то мешает коррупционная составляющая.

На этом фоне государству ничего не остается, как продвигать отечественные товары и технику насильственными методами. К примеру, отечественные авиакомпании с госучастием в добровольно-принудительном порядке размещают заказы на небезгрешный, но зато российский SuperJet-100. А популяризировать российскую систему ГЛОНАСС (альтернативу американской GPS) предлагается опять же за счет проверенного удара по карману покупателя.

"Если мобильный телефон будет с ГЛОНАСС, не будет никаких пошлин, а если только с GPS, то, мы прикинули, где-то 25%. Так, чтобы потребитель слегка почувствовал разницу", - заявлял в бытность вице-премьером нынешний глава администрации президента Сергей Иванов. Многие тогда расценили пассаж про "слегка" как откровенную издевку.

Безусловно, национальная система спутниковой навигации – вещь нужная и необходимая, особенно с военно-стратегической точки зрения. Вдобавок ГЛОНАСС – одно из наших последних космических достижений, несмотря на то, что ряд спутников был запущен сразу в океан, минуя орбиту. Однако методы, которыми она насаждается государством, напоминают знаменитое (и до боли совковое) "А не будут покупать – отключим газ!" С другой стороны, едва ли стоило ожидать, что из бывшего министра обороны может получиться маркетолог на уровне Стива Джобса.

Так или иначе, пока за стремление навязать ГЛОНАСС производителям платят простые россияне. С популярных планшетов iPad 2 и Galaxy Tab российская таможня взимает дополнительные 5% пошлины именно по этой причине. И не беда, что от отечественных планшетов производства Роснано по сопоставимой цене хочется плакать – монохромный экран и функционал на уровне "читалки" едва ли станут препятствием для их внедрения в школах. При этом механизм распространения пока неясен: в лучшем случае поставки обеспечит государство, в худшем – обязательства по поддержке отечественного производителя лягут на плечи родителей.

Любите Родину, мать вашу

Отечественного производителя можно поддерживать по-разному – либо за счет госстимулирования сверху, либо за счет повышения конкурентоспособности его товаров, когда спрос поддерживает его снизу. У российских же властей пока получается какой-то средний вариант – сверху стимулируется и предложение, и спрос. Результат тоже неоднозначный - деньги идут со всех концов, а на выходе все равно получаются "Жигули" и планшет с черно-белым экраном (это в эпоху-то всеобщей "айпедизации" населения).

Любую хорошую идею можно довести до абсурда – это особенно хорошо заметно в истории с продвижением ГЛОНАСС или российского планшетника. И если уж мы рождены, чтоб Кафку сделать былью, то очень хотелось бы в скором времени увидеть кортежи, состоящие из канареечных Lada Kalina в окружении UAZ Patriot с мигалками и "Волгами" сопровождения ДПС. Жаль, жить в эту пору прекрасную…

Впрочем, эти фантазии вовсе не отменяют пользы от инициатив В.Путина для поддержки отечественного автопроизводителя – пусть даже это будут российские авто с иностранным акцентом. С самой непатриотичной частью населения, склонной к отправке своих чад на учебу за границу и заведению счетов в иностранных банках, иначе поступать и нельзя, чтобы не утопить идею в чиновничьем сопротивлении. Любовь к Родине прививается годами, и похоже, что во время своего третьего срока на посту главы государства В.Путин намерен преподать госслужащим пару хороших уроков по этому предмету.

Александр Гаспарян, РБК

Pro
В Китае падает спрос на нефть. Каковы причины и последствия
Pro
Рекордный год для Мосбиржи: что будет с дивидендами и акциями в 2025-м
Pro
Закончится ли гонка зарплат в России в 2025 году
Pro
Как инвестору сэкономить на налогах в 2025 году
Pro
Новая налоговая эпоха: что делать бизнесу в условиях тотальной слежки ФНС
Pro
Дешевый старт на маркетплейсах больше не работает. Что изменилось
Pro
Каждый отдел ведет свои документы. Как свести их все в единую систему
Pro
Почему коллеги играют решающую роль в вашем карьерном росте