Общество, 05 апр 2021, 14:19

Эксперты ВШЭ измерили рост непонятности российских законов

Тексты законов в России становятся все сложнее для восприятия, сделали вывод эксперты ВШЭ. После конституционной реформы стал непонятнее даже текст Основного закона, хотя ему еще далеко до рекордсменов неясности
Читать в полной версии
Фото: Роман Пименов / ТАСС

Уровень непонятности российских законов, измеренный по методике Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, за прошедший год увеличился, пишет газета «Коммерсантъ».

«Эксперты отмечают, что законы год от года становятся сложнее для восприятия из-за длины предложений, обилия причастных оборотов и других особенностей текста. Проблему удобочитаемости и понятности законов признают и в Госдуме: решить ее предполагают за счет новых рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов», — сообщила газета.

Сложность для восприятия текстов ученые оценивали по нескольким критериям: доля глаголов (чем их больше, тем понятнее), отношение количества зависимых слов к общему числу слов в тексте, а также количество обособленных оборотов, слов в одном предложении, грамматических основ (связка подлежащего и сказуемого) в сложном предложении, слов в абзаце и др.

На основе этих параметров рассчитывается индекс синтаксической сложности законов (ИСЗ): его значение для самого непонятного текста составило 65, а для самого ясного — 16. Усредненный индекс, который рассчитали для более 600 федеральных законов, в этом году составил 40,1 против 39,9 в прошлом.

Ученые отметили, что статьи в законах стали длиннее, а в предложениях появилось больше зависимых слов и обособленных оборотов.

В топ-10 самых сложных для восприятия законов попали акты, регулирующие пенсионное обеспечение, вопросы соцзащиты и исполнительного производства для жителей Крыма и Севастополя.

Конституционная реформа также привела к усложнению законодательства, причем менее понятным стал сам Основной закон — его ИСЗ повысился на четыре пункта и достиг 28. Однако Конституции еще далеко до закона о порядке формирования Совета Федерации, индекс сложности которого поднялся до 52.

В 2020 году Всемирный банк оценил, что по качеству государственного регулирования Россия осталась в нижней части списка стран мира. Большинство индикаторов — подотчетность обществу, политическая стабильность и отсутствие насилия, эффективность правительства, верховенство закона и контроль над коррупцией — остались по итогам 2019 года без изменений, за исключением индекса эффективности госуправления. В нем Россия, неизменно занимавшая позиции ниже среднего, впервые получила положительный балл (0,15 после минус 0,06) и вошла в 42% лучших стран.

Общее значение индекса качества госрегулирования для России повысилось с минус 0,55 до минус 0,43, но осталось в отрицательной зоне. Максимальные позиции в этом индексе заняли Сингапур (2,16), Гонконг (1,98), Новая Зеландия (1,88), Австралия (1,87) и Нидерланды (1,86).

Pro
Для биохакеров и простых людей: почему все скупают «умные» кольца Oura
Pro
Почему из спорщиков получаются лучшие менеджеры по продажам
Pro
Как инвестору сэкономить на налогах в 2025 году
Pro
На заводах Volkswagen хотят производить БТР. Реанимирует ли это компанию
Pro
Тщетный зов. Почему релоканты не вернутся после заключения мира
Pro
Дешевый старт на маркетплейсах больше не работает. Что изменилось
Pro
Новая налоговая эпоха: что делать бизнесу в условиях тотальной слежки ФНС
Pro
Какие правила игры разработаны для криптофермеров в России