Общество, 05 мая 2014, 01:23

РЖД растеряли прибыль

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

«Российские железные дороги» сократили чистую прибыль в 2013 году на 61% из-за «неблагоприятной экономической ситуации». В этом году к ней добавятся политические риски.

Чистая прибыль ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2013 году сократилась на 61%, до 36,7 млрд руб., следует из отчетности компании по МСФО, опубликованной в среду 30 апреля. Низкие финансовые показатели представитель компании объясняет падением объемов и доходности грузоперевозок, а также неблагоприятной экономической ситуацией. За 2013 год грузовые перевозки РЖД снизились на 2,8%, до 1,2 млрд т. Пассажирские перевозки дальнего следования упали на 4,8%, до 111 млн пассажиров, говорится в отчетности.

В 2014 году ситуация не улучшилась. Первый квартал монополия закончила с убытком по РСБУ в 10,24 млрд руб., хотя годом ранее получала прибыль. Это произошло впервые в истории компании, сказал ее президент Владимир Якунин, выступая на коллегии Минтранса в начале апреля. Он объяснил это решением государства заморозить тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов.

Но власти не оставят в беде госмонополию. Объем субсидий РЖД из федерального бюджета в 2014 году вырастет на 52%, до 76,3 млрд руб., сказано в отчете. Предполагается, что средства пойдут в основном на капремонт путей (26 млрд руб.), компенсацию тарифа на пригородные пассажирские перевозки (24 млрд руб.) и перевозки дальнего следования (23,6 млрд руб.). Субсидии не включаются в выручку, а учитываются в отчетности как прочие доходы, отметил представитель РЖД.

Выручка РЖД в 2013 году выросла на 14,4%, до 1,76 трлн руб. Показатель EBITDA при этом снизился на 6,6% (332,9 млрд руб.), а соотношение чистого долга к EBITDA составило 1,74 против 0,93 в 2012 году. Долг к концу года увеличился на 41,4%, до 695,6 млрд руб. При этом средний срок займов вырос почти вдвое — с 4,9 до 9 лет из-за выпуска инфраструктурных облигаций на 150 млрд руб. на 15—30 лет.

В этом году количество рисков, с которыми сталкивается корпорация, вырастет. На финансовое положение компании может повлиять развитие ситуации на Украине: понижение суверенного кредитного рейтинга России из-за «геополитических рисков» со «стабильного» на «негативный» может привести к снижению потенциальных инвестиций и оттоку капитала, сообщает монополия в отчете. Представитель РЖД не назвал предполагаемые финансовые потери компании, уточнив лишь, что «эффект такого воздействия сейчас оценить сложно, а руководство внимательно следит за развитием текущей ситуации».

Из-за политической нестабильности РЖД могут потерять часть пассажиров. На прошлой неделе первый заместитель генерального директора Федеральной пассажирской компании («дочка» РЖД) Владимир Каляпин сообщал об ужесточении режима пропуска пассажиров в направлении Крыма. Если погранслужба Украины начнет пускать туристов в Крым только по спецпропускам, РЖД потеряют пассажиров на этом направлении, считает генеральный директор аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов.

Но, потеряв пассажирские перевозки на Украине, РЖД избавятся от обузы, полагает Безбородов. Тарифы на такие перевозки жестко регулируются международными соглашениями, не дающими возможность для серьезного их повышения, что делает перевозки убыточными, говорит Безбородов. В то же время, отмечает аналитик, транзитные и грузовые перевозки, которые приносят монополии прибыль, сохраняются в прежнем объеме.

Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах