Общество, 05 июл 2013, 01:05

Бюджет на пределе

Читать в полной версии
Фото: РБК

Бюджет на следующую трехлетку базируется на довольно оптимистичном прогнозе, но оптимизма нет даже по исполнению бюджета текущего года. Он находится «на пределе», признали вчера на заседании правительства премьер Дмитрий Медведев и министр финансов Антон Силуанов. По оценкам фискалов, в этом году казна может недополучить до 1 трлн руб. Проблемы предлагается решать в том числе за счет пенсионных средств.

Макроэкономические показатели, которые приняты за основу бюджета, отличаются от использованных в прошлом году не в лучшую сторону. «Это связано с общим ухудшением экономической ситуации. Серьезные риски присутствуют не только сегодня, но и в среднесрочной перспективе», — признал сегодня премьер-министр Дмитрий Медведев. Согласно проекту бюджета, в 2014 году доходы должны составить более 13,5 трлн руб., расходы — 13,8 трлн руб. По сравнению с предыдущими параметрами отклонения составляют 543 млрд и 360 млрд соответственно. В 2015 году доходы должны составить более 14,7 трлн (отклонение — 835 млрд), расходы — 15,2 трлн (отклонение — 390 млрд руб.), в 2016-м — 15,8 трлн и 16,3 трлн соответственно.

В основу нового трехлетнего бюджета заложен так называемый инновационный вариант прогноза. Он исходит из достаточно оптимистичных гипотез и предполагает изменение негативных трендов и ускорение мирового роста уже во второй половине текущего года, пояснил министр финансов Антон Силуанов. К примеру, темпы роста ВВП должны увеличиться с 2,4% в 2013 году до 3,7% в 2014-м, а в 2015 и 2016 годах — превысить 4%. Ориентироваться на эти показатели нужно, но вероятность, что их удастся достигнуть, крайне мала. Параметры бюджета находятся на пределе, параметры прогноза также ниже прошлогодних: снижен прогноз по ВВП, инвестициям, объемам экспорта и т.д., констатировал г-н Силуанов.

Более того, в следующем бюджетном цикле страна может столкнуться с дефицитом из-за необходимости покрытия средств, взятых из Резервного фонда. Таким образом, планы по пополнению подушки безопасности снижаются. Если ранее объем Резервного фонда к 2017 году планировался на уровне 7% ВВП, то теперь этих параметров можно будет достичь в лучшем случае в 2019-м, добавил г-н Силуанов. На конец 2016 года он, согласно проекту, составит не более 5,1% ВВП.

Нет оптимизма и по исполнению бюджета в текущем году (запланированные доходы — более 12,8 трлн руб., расходы — более 13,3 трлн). По оценкам Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы, бюджет может недополучить до 1 трлн руб., так как есть вопросы по поступлению НДС, налога на прибыль, средств от приватизации. Если этот прогноз сбудется, то выпадающие доходы придется замещать средствами нефтегазовых доходов, и тогда не удастся сформировать в нужном объеме Резервный фонд (на конец 2013 года должен составить 4,7% ВВП). Объем Фонда национального благосостояния меняться практически не будет, ожидается лишь небольшое сокращение в процентном отношении к ВВП (с 4,2% в 2013 году до 3,3% в 2016 году).

В конструкции бюджета есть скрытые риски, признал председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин. Конструкция основывается на верхней границе реалистичного макроэкономического прогноза. «В рассматриваемом периоде рост мировой экономики и финансовых рынков будет весьма ограниченным. Это означает, что прогноз цен на сырьевые ресурсы является достаточно оптимистичным и может быть скорректирован только в меньшую сторону. Даже несмотря на сдержанный подход планирования бюджетной части, бюджет несет риски неисполнения из-за выпадения нефтегазовых доходов», — отметил г-н Вьюгин.

Панацеей может стать выполнение плана по приватизации, а также «бюджетное маневрирование» — изыскание ресурсов за счет сокращения трансфертов негосударственным бюджетным фондам. К примеру, межбюджетные трансферты Пенсионному фонду в 2014 году могут сократиться на 481 млрд руб. (всего запланированы на уровне 2 трлн руб.). Сэкономленные средства пойдут на увеличение материнского семейного капитала, программу развития Дальнего Востока и Забайкалья и др. Деньги необходимы и для реализации президентских указов — за два года потребуется около 2 трлн руб.

Всего расходы бюджетной системы на конец 2013 года запланированы в размере 27 трлн, в 2016 году — 32,5 трлн. Самыми «дорогими» статьями, как обычно, являются образование, здравоохранение и оборонка.

Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Объекты на курортах подорожали на 300% за 7 лет. Как на них влияет ставка
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла