Общество, 05 авг 2014, 01:23

Сами виноваты

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Действия правительства и Центробанка могут нанести экономике больший ущерб, чем санкции Запада, считают аналитики «Уралсиб Кэпитал». Вместо того чтобы ужесточать монетарную политику и повышать налоги, следовало бы увеличить эффективность гос­расходов.

Российские госбанки не испытывают большой потребности в госфинансировании, а нефтегазовые компании имеют достаточно денежных средств для текущих операций, поэтому санкции не окажут ощутимого эффекта на экономику, рассуждают аналитики «Уралсиб Кэпитал». Так, у ВТБ нет каких-либо крупных валютных обязательств в нынешнем году, а в следующем году группа должна будет погасить долларовый долг на 3 млрд долл. У Сбербанка в этом и следующем году нет обязательств к погашению в евро, тогда как долларовые выплаты в 2014—2015 годах в сумме составят около 5 млрд долл.

Ужесточение экономической политики может ударить по экономике гораздо сильнее. Повышение ключевой ставки ЦБ отрицательно скажется на росте розничного и корпоративного кредитования, из-за того что российские банки привлекают средства регулятора в больших объемах. Введение налога с продаж, которое было поддержано Владимиром Путиным, по мнению аналитиков, «вычтет» из темпов роста ВВП 0,1%. Другие налоговые инициативы, впрочем, могли бы дать больший негативный эффект: повышение НДС до 20% привело бы к замедлению экономики на 0,2—0,3%. При этом темпы инфляции от введения НДС увеличились бы на 1,5%, а от налога с продаж она вырастет на 0,5—1%.

В целом замедление роста ВВП из-за ужесточения монетарной и фискальной политики, а также от санкций может составить 0,8—1 процентный пункт в 2015—2016 году, прогнозируют эксперты «Уралсиб Кэпитал».

«Очевидно, что если, несмотря на повышение ставки, правительство примет решение об увеличении налогов, то ответственность за замедление роста будет полностью на нем. Двойного удара — повышения ставки и налого­обложения — экономика может не переварить», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

В интервью РБК экс-замминистра экономического развития Андрей Клепач также указывал на ошибочность решения ЦБ поднять ставку. «Это фактор, который будет ограничивать экономическую и инвестиционную активность. Нужны стимулы с точки зрения кредитования, увеличения ликвидности, снижения процентных ставок. Пойти на это сложно, учитывая сохраняюще­еся давление на курс. Но повышения ставок точно следовало бы избежать», — настаивал он.

«Это не победит инфляцию, а кредиты станут дороже», — соглашался с ним директор Центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев. Не поддерживал он и инициативу Минфина повысить налоговую нагрузку.

В «Уралсиб Кэпитал» предлагают не допускать дальнейшего ужесточения монетарной и фискальной политики. «Вмес то этого правительство должно изменить среднесрочные цели по инфляции, повысить эффективность расходования бюджетных средств, отложить реализацию ряда госпрограмм (включая, возможно, некоторые социальные и военные программы) и увеличить заимствования», — говорится в обзоре. Чрезмерно высокая ставка на импортозамещение также может способствовать сокращению интеграции России в мировую экономику.

По мнению главного экономиста «ВТБ Капитала» Владимира Колычева, стоит сократить рост расходов на сферу ВПК, правда, это малореализуемая задача, признает он. «Это чуть ли не единственная статья расходов бюджета, которая растет в последние четыре года. Было бы правильным перераспределить приоритеты и сократить аппетиты по расходам в сфере ВПК, но на это нужна политическая воля», — считает он.

Pro
Как руководитель подталкивает сотрудников к увольнению — 7 ошибок
Pro
Ставки более 25%: что может стать альтернативой ипотеки
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Команда любит жесткую руку: главные менеджерские приемы Алекса Фергюсона
Pro
«Эффективность — это ругательство»: главное о менеджменте от Минцберга
Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
Как правильно восстанавливать силы: три принципа качественного отдыха