Общество, 05 авг 2014, 01:23

Овощи заговорили инфляцию

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Инфляция в июле приятно удивила экономистов: рост цен составил всего 0,5%, несмотря на запреты импорта продуктов с Украины и из стран Евросоюза. Это здоровая реакция на замедление экономики, говорят эксперты. В августе цены могут даже пойти вниз.

Рост цен планомерно снижается с марта, когда за месяц инфляция составила 1%. Всего за январь—июль 2014 года индекс потребительских цен составил 5,3% против 4,4% в январе—июле 2013 года. По сравнению с июлем прошлого года цены выросли в июле на 7,5% — это первое снижение с января, до этого в годовом выражении показатель рос с 6,1% в январе до 7,8% в июне.

Данные Росстата оказались немногим лучше ожиданий экономистов и официальных предварительных оценок. Консенсус-опрос Bloomberg и Интерфакса давал прогноз на июль в 0,6%, Минэкономразвития ожидало рост на 0,5—0,6%. «Очень хорошие показатели, в существенной степени это вклад урожая, плодоовощной продукции», — радуется главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин.

Цены на плодоовощную продукцию в июле действительно резко снизились — на 8,1% к прошлому месяцу. Продовольственные товары подешевели на 0,1%, непродовольственные стали дороже на 0,4%. Услуги подорожали более существенно — на 1,4% — из-за индексации с 1 июля тарифов на газ и электроэнергию для населения. Но годом ранее пересмотр тарифов был еще большим, тогда цены в этой категории выросли сразу на 3,1%.

Против повышения цен играет и Центробанк — в июле он поднял ключевую ставку до 8%. «Ускорение инфляции может вынудить ЦБ вновь поднять ключевую ставку», — пишут аналитики «Уралсиб Кэпитал».

Оптимистичные итоги июля дают надежду на реализацию нулевого прогноза роста цен в августе и сентябре. О том, что это может случиться, на прошлой неделе в интервью телеканалу «Россия 24» говорил зампред ВЭБа, бывший замминистра экономического развития Андрей Клепач. Он аргументировал это сезонными факторами и стабильностью рубля.

«Август мы можем начать с нулевой инфляции, а в конце увидим отрицательные темпы роста. С очень высокой вероятностью я жду дефляции порядка 0,2—0,1% в августе—сентябре», — рассуждает Надоршин.

В августе и сентябре инфляция может быть ниже, чем в июле. А если с урожаем все будет хорошо, то возможна даже небольшая дефляция, соглашается эксперт Центра развития ВШЭ Николай Кондрашов. Дополнительно может сыграть возможная стабилизация на рынке молочной продукции, где сейчас проблемы, добавляет он.

Сейчас самое главное — что будет происходить с торговыми ограничениями, одна из причин, почему инфляция ускорялась, — это снижение объемов импорта, в частности с Украины, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Масштаб этого шока и влияние на инфляционную динамику — основной фактор неопределенности», — отмечает она.

Если ситуация не будет усугубляться, правительство может уложиться в собственный прогноз по инфляции на год. Мин­экономразвития и ЦБ сходятся во мнении, что рост цен по итогам года может незначительно превысить 6%.

«Когда в конце июля выходили данные по инфляции, мы даже беспокоились, что надо будет годовой прогноз повышать. Но сейчас, с учетом дефляции по овощам во второй половине июля, по августу мы ждем ноль и по сентябрю — ноль, в этих условиях есть шансы, что она в 7% по итогам года уложится», — оптимистична Орлова. Кондрашов дает годовой прогноз в 6,3%.

Это хороший знак: экономика замедляется, и снижение цен в такой ситуации — признак здоровых процессов, считает Надоршин.

 

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
США усиливают санкции против китайского бизнеса с Россией. Где выход
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Из-за чего возникают конфликты в удаленной команде и можно ли их избежать
Pro
«Покупка жилья станет роскошью». Что происходит с ипотекой в России
Pro
Почему предпринимателям в России так сложно дается цифровизация бизнеса