Общество, 05 сен 2013, 01:04

Миллиардер-романтик

Читать в полной версии
Фото: Bloomberg

Электрокар Tesla Motors долгое время считался убыточным проектом. Однако сооснователь компании миллиардер Элон Маск был уверен в успехе и не ошибся: за минувшие 12 месяцев продажи в США составили почти 13 тыс. машин, а в августе автомобиль появился в Европе. Маск славится тем, что берется за реализацию самых фантастических проектов, которые уже принесли ему 7,7 млрд долл. Сейчас Маск работает над осуществлением таких футуристических идей, как колония на Марсе, коммерческий космодром, сверхзвуковой электросамолет, машина на автопилоте.

Вундеркинд из Африки

Будущий создатель электрокаров Tesla родился и вырос вдали от высоких американских технологий в южноафрикан­ском городе Претория. Маск еще в детстве доказал, что обладает большими амбициями и незаурядным умом. В десять лет у него появился первый компьютер, на котором он освоил программирование и уже через два года создал компьютерную игру Blaster. Юному вундеркинду удалось продать ее за 500 долл. В 15 лет Маск уже торговал на бирже, где сумел утроить свои первоначальные активы.

В 1988 году Маск перебирается в Канаду, а оттуда в США, где поступает в Университет Пенсильвании. Именно в студенческие годы у него появилось четкое представление о том, чем он собирается заниматься в жизни. «Когда я был в университете, я думал о трех сферах, которые важны для будущего человечества: Интернет, экологически чистая энергия и космос», — отмечает он. После Пенсильвании Маск планировал продолжить обучение в Стэнфорде, однако начался интернет-бум и он вместе со своим братом Кимбалом основал компанию Zip2, которая занималась программным обеспечением для онлайн-публикаций. Дела у братьев шли в гору, они заключили контракты с ведущими американскими газетами The New York Times и Chicago Tribune. В 1999 году Маск продал Zip2 компании Compaq за 307 млн долл., из которых ему досталось 22 млн.

Через тернии к звездам

Спустя всего десять лет Маск превратился из миллионера в миллиардера, и в этом ему помогла платежная система PayPal. 10 млн долл., оставшиеся от продажи Zip2, он инвестировал в создание X.com. Первоначально проект занимался онлайн-банкингом, однако в скором времени переключился на переводы денег и стал называться PayPal. В 2002 году компанию приобрела eBay за 1,5 млрд долл., а Маск получил акции интернет-аукциона на 165 млн долл.

Сколотив капитал, Маск принялся реализовывать свои давние мечты. Молодого миллионера, вдохновленного произведениями Айзека Азимова, всегда захватывала идея создать на Марсе колонию, где бы могли жить люди. «Было бы классно умереть на Марсе, но не от столк­новения, конечно», — шутит он. Однако первый же вопрос, возникший в связи с этой идеей, — средства доставки, способные успешно долететь и приземлиться на Красной планете. Маск решил не полагаться на уже существующие космические корабли, а создать свои собственные. В 2002 году он основал компанию SpaceX. С тех пор она разработала с нуля и успешно осуществила пуски ракетоносителей Falcon-1 и Falcon-9, названные по аналогии с космолетом из «Звездных войн», а также космического корабля Dragon. Успех компании не остался не замеченным NASA. В мае 2012 года SpaceX стала первой в мире частной компанией, которая доставила груз на МКС. «Я чувствую себя невероятно счастливым. Для нас это все равно что выиграть Суперкубок по американскому футболу», — делился впечатлениями Маск. По оценке миллиардера, его компания может отправлять космонавтов на МКС всего за 20 млн долл., в то время как Россия берет за доставку 70 млн долл. Сейчас SpaceX оценивается в 2,4 млрд долл., а доля в ней ее создателя составляет две трети.

«Я люблю участвовать в вещах, которые меняют мир. Возможно, космос, как уже это сделал Интернет, изменит наш мир до неузнаваемости. Если человечество сможет развиваться за пределами Земли, то будущее именно за этим», — считает Маск.

Экологичный Генри Форд

После успешных интернетовских и космических проектов Маск взялся за осуществление своей третьей давней мечты — развитие «зеленых» технологий. Он стал сооснователем компании Tesla Motors в 2004 году и изначально позиционировал ее как долгосрочную инвестицию. Компания долгие годы приносила только убытки, но миллиардер не собирался отступать. Ставка Маска сыграла, когда публике был представлен электрокар Tesla Model S, продажи которого начались в США в июне 2012 года, а в Европе в этом августе. Автомобиль получил множество различных наград, но главное, его общие продажи за год составили 12,7 тыс. авто в Северной Америке, оставив далеко позади конкурентов Chevrolet Volt и Nissan Leaf. Кроме того, машина была признана самой безопасной Министерством транспорта США. Благодаря такому успеху компания впервые показала прибыль в первом квартале этого года, а сам Маск получил прозвище «новый Генри Форд». В Tesla Motors наконец-таки поверили инвесторы: капитализация компании за полгода подскочила на 375%.

Гениальные идеи так и кишат в голове 42-летнего миллиардера. Среди недавних озвученных концепций Маска — система общественного транспорта Hyperloop. Она предполагает создание герметичной трубы, по которой со скоростью 1220 км/ч двигаются пассажирские челноки за счет воздушной подушки. Маск предложил протянуть такую систему от Лос-Анд­желеса до Сан-Франциско взамен проекта скоростной железной дороги. По его мнению, система обойдется всего в 6 млрд долл. в отличие от 70 млрд, которые планируется выделить на железную дорогу.

Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом