Как сидится в белорусском СИЗО КГБ: откровения бывшего арестанта
По информации издания, в редакцию пришло анонимное письмо, в котором другой бизнесмен, ранее побывавший в "американке" - так называют СИЗО КГБ, где находится В.Баумгертнер, - сообщил, с чем приходится сталкиваться заключенным.
По словам неизвестного адресанта, с 30-х гг. прошлого века, когда на территории СССР практиковали репрессии, в СИЗО КГБ ничего не изменилось. "На территории европейского государства в 21-м веке действует фактически самое настоящее гестапо", - написал он.
Автор письма повествует о первых десяти днях пребывания в заключении. К этому периоду относятся многочисленные меры, принимаемые следователями для унижения человеческого достоинства и обеспечения психологической ломки.
"Как только человек дал понять, что он начал успокаиваться - пора! Лязг замка и "холодный душ", все из карманов быстро! Раздеться полностью! Снять трусы! Присесть пять раз! Еще пять! Это все, что разрешил взять с собой следователь. Таблетки нельзя! Завтра врач осмотрит таблетки и решит, что можно, а что нельзя. Если станет плохо совсем - вызовем скорую помощь, хотя здесь очень редко умирают. Да и вообще не умирают. В скорой помощи, правда, умирают, а у нас нет", - рассказывает бывший заключенный.
По его словам, основная задача сотрудников "американки" - привести человека в неадекватное физическое и психологическое состояние, чтобы он не смог сопротивляться подписанию нужных следователю документов, содержание которых заключенный порой не в состоянии изучить.
"Итак, первый шаг в ад пройден. После подписания требуемых бумаг - команда "Лицом к стене, руки на стену". Потом руки за спину и вперед быстрым шагом, смотреть только под ноги, в стороны и вверх смотреть нельзя", - продолжает рассказчик. "Так человека сопровождают из подвала на первый этаж по лестнице полубегом (с этого момента все полубегом, а если не полубегом, то это - вызов со всеми вытекающими, но опять же по отдельному сценарию для каждого)", - говорится в письме.
По последним данным, В.Баумгертнер содержится в одиночной камере СИЗО КГБ. Однако анонимный адресант рассказал, что одиночных камер в привычном понимании в "американке" нет, "как нет и неодиночных: все камеры примерно одинаковы, кроме одной - в подвале - которая обита поролоном изнутри для "буйных".
"После того, как человек, мозг которого уже начинает кипеть, вскарабкивается по трапу на второй этаж, его встречает очередной конвоир. Снова лицом к стене, снова обыск, потом заводят в камеру. Как правило, в первый день это 17-я или 18-я камера или - реже - №2 или №3 (их заполняют в последнюю очередь, стараются держать пустыми)", - говорится в сообщении.
Внутренняя обстановка в камерах, говорит аноним, не оставляет заключенному возможности двигаться. И если в первые дни арестант пребывает в помещении, где он может совершить примерно три шага вдоль стены, то после - когда его переводят в камеру с тремя или четырьмя соседями - для телодвижений остается лишь узкий проход между нарами, ширина которых максимально уменьшена.
"Нары - это отдельное творение дьявольского искусства: ложе выполнено в виде переплетенной решетки из металлических пластин с ячейками (окнами) по 10-12 см. И матрац (его дают при входе в камеру, с подушкой, наволочкой, двумя простынями, старой алюминиевой кружкой, двумя тарелками и ложкой), благодаря этим ячейкам через 20-25 минут проваливаясь (вминаясь) в них, матрас, особенно старый, начинает повторять рельеф решетки с выступающими и впивающимися в тело металлическими выступами от пересечений переплетенных прутьев", - говорит источник.
Наряду с прочими некорректными по отношению личности условиями существования в СИЗО, автор письма также обращает внимание на скудную еду (о которой находящийся в стрессе человек и не помнит), отсутствие предметов гигиены и туалета как такового вообще. "На шестые-седьмые сутки человек от всего этого в той или иной степени начинает превращаться в "полуовоща", - уточняет автор.
"По этой схеме и всяких "алгоритмов" условные восемь человек из десяти соглашаются в течение этих уже проведенных дней "сотрудничать со следствием". И это имеет временный положительный результат: сон, камера на солнечной стороне, возможно с туалетом, передачи и бонусы охранников (лишняя минута и не одна в туалете, более медленный темп полубега, интонация их голоса и т.д.). Потом наступает прозрение, организм привыкает и становится понятно, что эти поблажки не так уж и важны. Но это случится потом. Совсем потом. А назад дороги уже нет", - заключает он.
Напомним, Владислав Баумгертнер был арестован 26 августа этого года в Минске. Белорусские следователи обвиняют его в злоупотреблении служебными полномочиями. Правоохранители уверены, что в результате его действий Беларуси был причинен ущерб в размере 100 млн долл.
Добавим, после того, как стало известно, что В.Баумгертнер помещен в СИЗО КГБ, его адвокаты выразили свои опасения по поводу того, что на бизнесмена может быть оказано существенное психологическое давление.