Общество, 05 ноя 2013, 01:02

А здесь у нас будет Сингапур

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Возглавивший в сентябре Минвостокразвития Александр Галушка в минувшую пятницу встретился с бизнесменами из «Деловой России», главой которой сам некогда являлся, и попытался заманить их на Дальний Восток.

Новоиспеченный министр представил новую стратегию развития региона (см. РБК daily от 25.10.13), рассказал о конце эры «доминирования Запада», пообещал создание техно- и агропарков и локального фонда прямых инвестиций. Это была первая встреча министра из серии консультаций с бизнес-сообществом. По идее Александра Галушки, превращать Дальний Восток в Сингапур можно только совместно с предпринимателями, «людьми дела», которых в регионе сейчас единицы. Бизнес в свою очередь отметил, что спасти ДФО может только чудо или большая автономия, впрочем, чудо все же вероятнее. А бросить все, надеть сапоги и пойти поднимать регион согласился всего один предприниматель.

«Александр Сергеевич, поздравляю и сочувствую», — с ходу сказал министру один из участников встречи. Александр Галушка тут же вспомнил, как после назначения ему звонили известные макроэкономисты и признавались, что понятия не имеют, что можно сделать в регионе. Министру это напомнило историю экономического чуда Сингапура: нет воды, земли, квалифицированных кадров, денег, есть только удачное с логистической точки зрения местоположение. У Дальнего Востока потенциала значительно больше.

Согласно оценке эксперта «Деловой России» Дмитрия Голубовского, на модернизацию ДФО понадобится до 700 млрд долл. (30% ВВП России), тогда как федеральный бюджет выделяет только 3 млрд долл. в год. Без крупных инвестиций, в том числе международных, ощутимых подвижек в этом деле не добиться. «У нас создан при ВЭБе Фонд развития Дальнего Востока, правда, за два года он так и не заработал. Мы предполагаем, что на 1 руб. из этого фонда будет привлечено 10 руб. частных средств, — рассказывает о планах министр. — Сейчас капитализация фонда — 18 млрд долл., если доведем до 50 млрд долл., то потенциально мы имеем полтриллиона долларов на развитие».

«Давайте ваши проекты, приходите на Дальний Восток», — зама­нивал предпринимателей Александр Галушка. О реальном положении дел в регионе министру рассказали несколько бизнесменов, среди них — глава холдинга КИТ Александр Толстых. «Чтобы доставить из Архангельска оборудование на Дальний Восток, мне пришлось за перевозку заплатить столько же, сколько стоит само оборудование», — пожаловался он и предложил подумать над новой льготой бизнесу — компенсацией транспортных издержек. Другой предприниматель рассказал, что в регионе невозможно заниматься инновационным производством. Из-за долгих сроков регистрации ноу-хау и российских требований к его обязательной публикации китайцы воруют технологии и оперативно развертывают производство.

«Китай непрост, и соревноваться с ним, например в переработке сырья, нереально», — подняв глаза от Macbook, согласился бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он напомнил Александру Галушке, который твердо убежден в необходимости ориентации региона на АТР, что на китайский рынок в свое время позарилась Австралия, в итоге КНР выжала ее ресурсы досуха.

Директор направления «Региональные и муниципальные финансы» рейтингового агентства S&P Борис Копейкин считает логичной идею Александра Галушки ориентироваться на Китай и рынок АТР. «Нужно учитывать географические факторы, а игнорировать такой близкий и огромный рынок, как АТР, нельзя», — отмечает он. По его словам, в России есть успешные примеры привлечения инвестиций в регионы с учетом их географического положения (например, Калужская область), и Дальний Восток мог бы взять на вооружение эти истории успеха. Александр Галушка уже взял в свою команду Максима Шерейкина, экс-замгубернатора Калужской области.

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян предложил г-ну Галушке добиться большей автономии для региона. Вице-президент той же организации Виталий Сурвилло — наладить работу портов, чтобы стать «логистическим центром не хуже, чем Сингапур». По его словам, сегодня груз из Москвы до Владивостока идет восемь дней, а на таможне стоит десять, при этом порты, которые во всем мире перешли на режим работы 24/7, никак не переймут этот опыт. На одной только обработке торговых потоков Дальний Восток мог бы заработать.

Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом