Общество, 05 дек 2013, 01:04

Заморозили железнодорожников

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Слова президента РЖД Владимира Якунина о том, что замораживание тарифов скажется на сотрудниках монополии, оказались не простой угрозой. Более четверти железнодорожников из числа управленцев уже переведены на неполную рабочую неделю.

Еще в сентябре Якунин предупреждал правительство, что из-за заморозки тарифов естественных монополий в 2014 году потери РЖД могут составить 93,2 млрд руб. и компании придется массово увольнять людей. Угроза не подействовала, и решение правительства осталось неизменным: со следующего года тарифы на грузовые железнодорожные перевозки повышаться не будут. Увольнения в монополии пока не начались, но она уже стала сокращать время работы сотрудников.

Изначально речь шла об отправке управленцев в принудительные неоплачиваемые отпуска (см. РБК daily от 08.10.13). В режиме неполной недели работает уже 27% из числа таких сотрудников РЖД, сообщил вчера г-н Якунин в эфире корпоративного телевидения, передает Интерфакс.

Он напомнил, что в условиях замедления роста экономики объем перевозок грузов сокращается, соответственно, требуется меньше рабочей силы. РЖД оказались перед выбором — сократить «огромное по масштабам страны количество работников» или, используя опыт кризисного 2008 года, найти более приемлемую форму. В текущей ситуации неполная рабочая неделя представляется наиболее оптимальным решением, добавил он.

По словам г-на Якунина, неполная рабочая неделя не применяется к тем сотрудникам, которые заняты непосредственно на перевозках и обеспечении безопасности. По данным РЖД за 2012 год, общая численность сотрудников компании составляет 935 тыс. (во всем холдинге с учетом дочерних предприятий — 1,2 млн), из которых 750 тыс. человек задействованы в перевозочном процессе.

В компании РБК daily уточнили, что речь идет о неполной занятости, «рекомендация брать отпуск без сохранения заработной платы на три дня ежемесячно до конца года» была дана в октябре. «Это вызвано необходимостью оптимизации расходов компании строго в соответствии с трудовым законодательством и выполняемыми объемами работ и касается сотрудников управленческого аппарата, не занятых в перевозках», - уточнили в компании.

В РЖД пока не решили, сколько человек будет работать неполную неделю в 2014 году, так как Минэкономразвития постоянно корректирует свои прогнозы. «Работать нам придется в очень непростых условиях. При этом мы будем максимально стремиться к тому, чтобы обеспечить социальную защищенность и разумность тех решений, которые принимаем», — обещал г-н Якунин.

Еще в сентябре, когда стало известно о решении правительства заморозить тарифы естественных монополий на 2014 год, в частности тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, президент РЖД предупредил, что компании придется втрое сократить инвестпрограмму и уволить более 60 тыс. сотрудников. Пока до увольнений дело не дошло. Но в случае сокращения сотрудники могут быть задействованы в зарубежных проектах компании, сказал вчера Якунин. В качестве примеров он привел проекты в Сербии, Северной Корее и строительство магистрали с шириной колеи 1520 мм до Вены, сообщает ИТАР-ТАСС.

Решение правительства заморозить тарифы монополий на 2014 год Якунин снова раскритиковал, назвав «тренировкой на кошечках». «У нас много говорится о повышении эффективности. Тренируются на естественных монополиях: как в известном фильме, на кошечках тренировались, так и на нас тренируются», — сказал он в эфире корпоративного телевидения. По его мнению, «реальным движением в правильном направлении» было бы частично направлять на развитие инфраструктуры накопленные ресурсы.

Pro
Почему мужчины и женщины разучились понимать друг друга — The Economist
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
Бизнес среднего возраста: 4 причины открыть свое дело после 40 лет
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Таможня КНР не пускает ваш груз: что вы не учли, заказывая товар в Китае