Владивосток станет свободным
Президент Владимир Путин в Послании к Федеральному собранию пообещал предоставить Владивостоку статус свободного порта «с облегченным таможенным режимом». Если предложение будет реализовано, то Владивосток станет первым в стране свободным портом. Но какие конкретно льготы получит порт, чиновники сказать пока не могут.
Идея сделать порт во Владивостоке свободным принадлежит Миндальвостокразвития, рассказал РБК источник в совете директоров Ассоциации морских торговых портов России и подтвердил высокопоставленный чиновник министерства. Предполагается, что во Владивостоке кроме таможенных льгот будут введены налоговые льготы для операторов порта и возможность бестаможенного хранения грузов, также будут снижены цены на стоимость судозаходов, объяснил источник в ассоциации. Но сама идея Минвостокразвития пока не оформлена «ни с нормативной, ни с коммерческой точки зрения», сказал он.
Свободная зона во Владивостоке обсуждалась и с региональными властями, и с бизнесом, говорит высокопоставленный чиновник Миндальвостокразвития. Скоро будет опубликовано поручение президента, и тогда ведомство определит конкретные меры облегчения таможенного режима в порту, сказал он. Хотелось бы, чтобы порт стал свободным уже в 2015 году, сказал он.
Портовые мощности во Владивостоке ограничены самим городом, к тому же там есть военная база, напоминает директор по развитию агентства Portnews Надежда Малышева. Эффективнее распространить свободную зону на все порты Приморского края, в том числе на порты Восточный и Зарубино, считает она. При этом в портах может быть обеспечен и льготный таможенный режим, и дополнительный сервис. Например, иностранным компаниям выгоднее закупать топливо для судов именно в России – здесь оно дешевле, чем в других странах, примерно на $100 за тонну.
По данным Ассоциации морских торговых портов, за десять месяцев 2014 года порты Дальнего Востока перевалили 135,5 млн т грузов, порт Владивосток обработал 12,9 млн т.
Создание зоны свободного порта поможет бизнесу во всем Приморском крае, считает основатель группы «Сумма» Зиявудин Магомедов («Сумма» владеет в том числе и крупнейшим стивидором во Владивостоке – Владивостокским морским торговым портом). Например, проект строительства порта Зарубино, который сейчас реализует «Сумма», призван стать «одним из крупнейших хабов для транспортных потоков между Китаем и Японией, между Китаем и Кореей, Кореей и Японией, а потенциально – еще и между западным побережьем США и Китаем», говорил он РБК на саммите АТЭС-2014 в Пекине.
В России пока нет подобного налогового и таможенного формата, как «свободный порт» или «порто-франко», но он распространен в мире. Традиционно он подразумевает возможность беспошлинного ввоза товаров. Благодаря ему появились такие центры международной торговли, как Гонконг или Сингапур. Был подобный опыт и у Владивостока – статус порто-франко он носил практически со дня своего основания – с 1862 года. Этот режим просуществовал до начала XX века и позволил Владивостоку стать одним из главных морских портов России.
Сейчас этот формат популярен в Китае, рассказывает представитель «Суммы». О том, какой эффект может дать создание такого порта, можно судить на примере китайского порта Шеньчжень, который создавался как альтернатива Гонконгу, объясняет он. За пару десятков лет Шеньчжень из рыбацкой деревушки с населением 3 тыс. человек превратился в город с населением 15 млн жителей, говорит представитель холдинга.
Владивосток не единственный, кто оценит преимущества нового статуса: Владимир Путин упомянул еще и крымские порты. Закон «О развитии Крымского федерального округа», который Совфед одобрил в ноябре, предполагает, что морские порты в Крыму и Севастополе признаются свободными. Но как именно будет осуществляться их деятельность, пока непонятно, говорит источник РБК в ассоциации.