Бюджетное топливо
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) планирует в 2015 году привлечь на развитие 55 млрд руб. Есть три варианта получения этих денег: облигационный заем в пользу ВЭБа с субсидируемой процентной ставкой, привлечение средств Фонда национального благосостояния или путем вливания в ВЭБ средств Центрального банка, которые в виде кредитов со ставкой ниже рыночной пойдут на перспективные проекты корпорации.
О том, что ОДК готова выпустить в 2015 году облигационный заем на 55 млрд руб. на десять лет, вчера рассказал гендиректор компании Владислав Масалов. По словам Масалова, бумаги могут быть размещены в пользу ВЭБа. По его словам, заем может быть размещен под 3,5–4% годовых. Компания будет искать способы субсидирования процентной ставки, отметил Масалов. Корпорация обсуждает этот вопрос с чиновниками Министерства экономического развития, Министерства финансов и ВЭБа.
Но облигации не единственный способ привлечения средств, говорит Масалов. По его словам, в корпорации не исключают подачи заявки на получение средств из Фонда национального благосостояния на перспективные проекты. Пока она не подана, уточнил он. Это подтверждал представитель Минэкономразвития. Третий вариант – целевой перевод свободных средств Центрального банка в ВЭБ. Банк, в свою очередь, сможет дать ОДК кредит под низкий процент под залог размещенного депозита. Представитель ВЭБа не стал комментировать ход переговоров.
Заем ОДК нужен для рефинансирования и выплаты долгов и для вывода на рынок новых продуктов. Это, в частности, двигатели ПД-14, РД-33МК, АИ-222-25 для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, перспективного вертолетного двигателя, объяснил Масалов.
В четверг ОДК презентовала стратегию развития, по которой до 2025 года корпорация планирует инвестировать более 338,9 млрд руб. Около 60% из них будут направлены на расширение текущих производственных мощностей и технологическое перевооружение, остальное будет потрачено на НИОКР, сообщила ОДК. Компания также планирует увеличить объем выпускаемой продукции гражданского назначения.
Отсутствие средств у ОДК может стать причиной срыва государственного оборонного заказа, что в конечном итоге нарушит обороноспособность страны, отмечает главный редактор журнала Russia & CIS Observer Максим Пядушкин. По его словам, перспективные продукты корпорации будут нужны для сохранения компетенций в гражданском двигателестроении. Двигатель ПД-14 делается для самолета МС-21, на основе этого двигателя будет создан двигатель ПД-12 для вертолетов. «Без двигателестроения не будет авиастроения. Из всех вертикально интегрированных государственных холдингов финансовое положение в ОДК самое плохое», – признает замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его словам, холдинг остро нуждается в реструктуризации задолженности и модернизации производства.