Пандемия коронавируса, 05 дек 2021, 13:33

В МГУ заявили о возможности в разы снизить смертность от коронавируса

Заместитель директора Медицинского центра МГУ Симон Мацкеплишвили считает, что многих смертей можно было бы избежать, если бы пациенты вовремя обращались за помощью
Читать в полной версии
Фото: Алексей Мальгавко / Reuters

Большого количества смертей от вызываемого коронавирусом заболевания можно было бы избежать, если бы заболевшие вовремя обращались к врачу и им как можно раньше назначали лечение. С таким мнением выступил в эфире «Радио России» заместитель директора Медицинского центра МГУ им. Ломоносова, член-корреспондент РАН Симон Мацкеплишвили.

«Если любого человека с признаками респираторной инфекции <...> вовремя начать лечить простыми, безопасными, доступными, эффективными препаратами, мы бы избежали большого количества госпитализаций, мы бы снизили смертность — я думаю, в несколько раз могли бы снизить», — считает ученый. По его словам, лечить надо всех пациентов с признаками респираторной инфекции независимо от результата теста на коронавирус, потому что они часто дают ложноотрицательный результат.

«Летальность от коронавируса все-таки низкая, это около 1–1,5%. И, к сожалению, та летальность, которую мы видим в России, в какой-то степени зависит от того, что люди ждут, что это само пройдет, либо они дожидаются такой тяжести заболевания, когда их приходится госпитализировать, и врачи получают тяжелых пациентов», — отметил Мацкеплишвили. От добавил, что чем раньше врачи начнут лечение, тем более эффективным и безопасным оно будет.

По словам ученого, терапевтическое окно при коронавирусе составляет около 72 часов: в течение этого времени можно ожидать, что организм сам справится с инфекцией. Если температура после этого не снизилась и появились одышка, тяжелый кашель, сильные боли, то надо начинать амбулаторное лечение. «И в подавляющем большинстве случаев оно и останется амбулаторным, человек выздоровеет», — подчеркнул Мацкеплишвили.

По его мнению, так как пациентов не начинают лечить вовремя, их потом «перелечивают». Специалист рассказал, что основная причина смерти от коронавируса сейчас — присоединившаяся к вирусной бактериальная инфекция. При этом COVID-19 редко приводит к присоединению бактериальной флоры, если пациента не лечат высокими дозами иммуносупрессивных препаратов. «Мне кажется, в этом смысле во многом мы в России тоже перегибаем палку», — заявил он. Врач пояснил, что препараты, которые подавляют активность иммунной системы, лишают ее шанса победить вирус самостоятельно. И даже если эти средства помогают организму справиться с коронавирусом, их чрезмерное использование может сказаться на здоровье пациента через несколько лет. «Эти последствия мы еще не анализировали — прошло слишком мало времени», — пояснил врач.

Мацкеплишвили подчеркнул, что в коронавирусе нет «никаких секретов». На этапе до госпитализации его нужно лечить нестероидными противовоспалительными препаратами (напроксен, ибупрофен и диклофенак). В Медицинском центре МГУ используют также препараты, которые препятствуют взаимодействию вируса с рецепторами на поверхности клеток — в частности бромгексин, который к тому же назначают при кашле.

Еще одно средство лечения коронавируса — моноклональные тела — Мацкеплишвили назвал «одним из величайших достижений медицины последних десятилетий», но подчеркнул, что их нужно использовать, как только человек заболел, а сейчас их вообще вводят внутримышечно для профилактики заболевания. Коктейль из моноклональных антител для лечения коронавируса принимал, например, бывший президент США Дональд Трамп.

Pro
Привычка к счастью: 4 способа заметить хорошее в своей жизни
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Девять кругов управленческого ада. Как выбраться из каждого