Чувство формы
Группа исследователей из Великобритании идентифицировала две области мозга, ответственные за ориентацию в пространстве и восприятие формы предметов. Используя сложное оборудование, специалисты выявили функции этих соседних областей, воздействуя на них магнитным полем.
Чтобы установить, как работают две эти области, каждая из которых размером с небольшую монету, ученые из Университета Йорка и Университета Бредфорда в Великобритании подвергли их воздействию магнитного поля в течение короткого периода времени, чтобы нарушить нормальную деятельность мозга.
Исторически сложилось так, что нейропсихологи получают новую информацию о мозге, изучая тех людей, у которых есть нарушения в тех или иных долях. К сожалению, повреждения мозга редко происходят в какой-то одной области, поэтому изучить функции небольшой зоны не представлялось возможным.
Работа группы исследователей из двух университетов, результаты которой были опубликованы в журнале Nature Neuroscience, — важный шаг в понимании того, как мозг обрабатывает визуальную информацию.
Специалисты использовали функциональную магнитно-резонансную томографию, чтобы точно определить те области мозга, на которые они впоследствии воздействовали магнитным полем, временно нарушившим нейронную активность.
Они обнаружили, что одна область специализируется на ориентации в пространстве человека, в то время как другая, соседняя, отвечает за процесс распознавания формы и кривизны предметов. Как оказалось, эти два процесса происходят независимо друг от друга.
«Результаты, которые мы приводим в исследовании, дают новое понимание того, как человеческий мозг реагирует на сложные задачи анализа объектов, которые мы видим в окружающем нас мире», — рассказал доктор Деклан Маккифри из Бредфордского университета.
По словам руководителя лаборатории возрастной физиологии мозга отдела исследований мозга Научного центра неврологии РАМН, профессора Виталия Фокина, существует два метода для выявления функций мозга.
«Первый — это когда в силу каких-то заболеваний перестают действовать участки мозга. Его использовал Александр Лурия, основоположник отечественной нейропсихологии. Этот метод был распространен раньше, когда не было приборов, определяющих поврежденный участок мозга. Его можно было выявить по психологическим характеристикам. Второй метод — использование электрической стимуляции сначала на животных, а потом на человеке, — говорит профессор Фокин. — Сейчас распространен метод магнитной стимуляции, который хорош тем, что одновременно происходит визуализация мозга и точное раздражение. Данные исследования получены именно с ее помощью. Скорее всего после магнитной стимуляции пациенту были показаны картинки, на которых изображены различные геометрические предметы — круги, треугольники, квадраты, и пациент должен был их идентифицировать».
Завкафедрой высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ, доктор биологических наук, профессор Валерий Шульговский рассказал, что чистых поражений мозга не бывает, они всегда осложняются рядом других дополнительных симптомов.
«Сейчас появилась возможность наблюдать прижизненные изменения мозга с помощью МРТ. Это дает основания не только описывать симптомы поражения, но и находить их локализацию. Но проблема в том, что в мозге все связано — нейронные сети имеют массу обратных связей, поэтому расстройства только одной области быть не может», — добавил г-н Шульговский.