Reuters узнал о ночных рейсах из Ростова в Сирию с «людьми в камуфляже»
Журналисты Reuters зафиксировали перелеты лайнеров сирийской авиакомпании Cham Wings между Дамаском и Ростовом-на-Дону, которых нет в расписании ростовского аэропорта Платов. На этих самолетах из России в Сирию вылетают «люди в камуфляже», отмечает агентство.
Один из таких вылетов корреспондент Reuters наблюдал лично. Из Дамаска, говорится в статье, в аэропорт Платов прилетел Airbus A320, из самолета вышли «30 человек с загоревшими лицами», большинство из них были в пустынном камуфляже. Reuters утверждает, что «мужчины в ростовском аэропорту были частными военными контрактниками».
Рейсы между Ростовом и Дамаском обслуживает сирийская частная компания Cham Wings, которая с 2016 года находится под санкциями США, говорится в материале. Самолеты прилетают «преимущественно ночью», а улетают с утра, при этом расписания этих полетов нет, а купить билет на них нельзя, пишет агентство. Основываясь на данных интернет-ресурсов, отслеживающих полеты самолетов, Reuters пишет, что за 14 месяцев с 5 января 2017 года Cham Wings совершила 51 полет из Дамаска и Латакии в Ростов и обратно.
«В последние годы десятки самолетов были зарегистрированы на Украине на две компании, «Хорс» и «Дарт», основанные бывшим советским морским пехотинцем и его сослуживцами», — пишет агентство, ссылаясь на украинский реестр гражданских самолетов. Эти самолеты затем использовались авиакомпаниями из Сирии и Ирана, говорится в материале. Авиакомпания «Хорс» и бывший морпех Сергей Томчани были внесены в черный список Минторга США в 2011 году; Томчани обвинили в поставке самолетов в Иран и Сирию в отсутствие необходимой лицензии, говорится в материале.
Минфин США занес компании «Хорс» и «Дарт» в черный список в сентябре 2017 года за то, что они помогали санкционным компаниям приобретать самолеты, произведенные в США (в сообщении Минфина США говорится, что эти две компании поставляли иранским и иракским авиакомпаниям не только самолеты, но и экипажи. — РБК). Томчани заявил агентству, что является бывшим совладельцем двух компаний, сейчас он работает их консультантом и компания не связана с поставкой самолетов Cham Wings. Владельцев «Хорса» и «Дарта» Томчани назвать отказался.
Один из самолетов Airbus A320 авиакомпании Cham Wings, который совершал полеты по маршруту Ростов — Сирия, носит идентификационный номер EI-DXY. Он до января 2015 года принадлежал ирландской авиакомпании, затем его владельцем стала компания Gresham Marketing Ltd, зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Ею владеют два украинца: Виктор Романика и Николай Саверченко, пишет агентство (Романика заявил, что ничего не знает, а связаться с Саверченко не удалось). Gresham Marketing Ltd передала самолет компании «Дарт» в марте 2015 года, а уже в августе его оператором стала компания «Хорс». С апреля того же года самолет выполняет рейсы для Cham Wings.
Reuters пишет, что эти две компании купили или приобрели в лизинг 84 подержанных самолета Airbus и Boeing, из них не менее 40 «оказались в Ираке, Иране и Сирии» (агентство ссылается на данные сайтов, отслеживающих полеты).
Вдова одного из россиян, который, по данным Reuters, погиб в Сирии, рассказала агентству, что он улетел в Сирию из Ростова на ночном рейсе. Источник, «четыре раза побывавший в Сирии», рассказал агентству, что основной способ транспортировки людей — рейсы Cham Wings.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков переадресовал вопрос агентства в Минобороны, ведомство не ответило на запрос, как и сирийское правительство. В Cham Wings Reuters заявили, что данные о полетах публикуются на сайте авиакомпании, но агентство пишет, что там нет информации о рейсах в Ростов.
В Boeing и Airbus заявили, что компании соблюдают санкционный режим. В главном управлении разведки Минобороны Украины заявили агентству, что не имеют информации о поставках самолетов в Сирию и Иран.
Ранее Reuters и другие СМИ сообщали о деятельности в Сирии частных военных компаний из России, одна из которых — ЧВК Вагнера. Ее журналисты связывали с бизнесменом Евгением Пригожиным. Пригожин в ноябре 2017 года заявил, что не имеет к этой компании никакого отношения.