Общество, 06 мая 2004, 15:14

М.Фрадков: Дороги России нужно качественно улучшить

Премьер-министр Российской Федерации Михаил Фрадков выступает за качественное улучшение системы автомобильных дорог в России. Об этом он сообщил, открывая заседание правительства РФ, на котором сегодня рассматривается проект национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог России до 2025г.
Читать в полной версии

В настоящее время, по словам М. Фрадкова, половина автодорог России находится в неудовлетворительном состоянии. На Дальнем Востоке и в Сибири сеть дорог не развита, "что затрудняет вовлечение в хозяйственный оборот больших территорий с большими природными ресурсами", заметил премьер-министр. Около 50 тыс. населенных пунктов РФ в настоящее время практически не имеют автомобильного сообщения с остальной территорией России.

В этой связи М. Фрадков высказался за пересмотр программы "Автомобильные дороги", входящей в ФЦП "Модернизация транспортной системы России на 2002-2010гг." Развитие автомобильных дорог является одной из составляющих в решении задачи удвоения ВВП и повышения качества жизни граждан, заключил премьер-министр.

Между тем, по данным Министерства транспорта РФ, в России при сохранении негативной тенденции к 2010г. свыше 60% автомобильных дорог не будут соответствовать нормативным транспортным требованиям.

По словам министра транспорта и связи РФ Игоря Левитина, при сохранении негативной тенденции в развитии автомобильных дорог к 2010г. количество дорожно-транспортных происшествий может возрасти на 40-45%. Протяженность дорог может сократиться в 4 раза. Кроме того, будет сильно затруднено движение в мегаполисах и прилегающих к ним областях. Скорость движения на дорогах сократится в среднем на 20%. Практически прекратится строительство многих приоритетных объектов.

В настоящее время объем ремонтных работ выполняется на 50% от запланированного, отметил И. Левитин. Около 50 тыс. населенных пунктов России не имеют автомобильного дорожного сообщения. По итогам 2003г. в России в ДТП погибли 35 тыс. человек, пострадали более 240 тыс.

Министр высказал мнение, что необходимо совершенствовать систему финансирования развития российских автодорог. По его словам, в настоящее время подпрограмма "Автомобильные дороги" финансируется из федерального бюджета не в полном объеме. В 2002-2004гг. программа была профинансирована лишь на 70% от общего объема запланированных средств. Объем недофинансирования составил 231 млрд руб. Кроме того, отметил И. Левитин, в настоящее время объем финансирования системы российских дорог составляет 2,9% от ВВП, в то время как в развитых странах он составляет 3-4% от ВВП.

Министр также сообщил, что ввод в действие новых дорог упал до 3 тыс. км в год, в то время как даже во времена экономического кризиса в России вводилось в два раза больше новых дорог. В этой связи И. Левитин выступил за оптимизацию финансового планирования. В частности, он подчеркнул необходимость исключения дублирования и неправильного использования инвестиций, направляемых на развитие автодорог. Для повышения эффективности финансирования дорог министр предложил перейти на механизм платных дорог. В этой связи он высказался за создание механизмов для привлечения в отрасль частного инвестора.

По словам И. Левитина, для развития частных автомобильных дорог в РФ необходимо принятие закона о концессионных договорах. Создание частных дорог в России возможно на основе реализации договоров концессии и создания института частного и государственного партнерства, заявил министр.

И. Левитин предлагает передавать частным инвесторам в управление на длительный срок дороги на основе концессии. Кроме того, он предлагает передать инвестору в длительное пользование не только автомобильную дорогу, в которую он вкладывает средства, но и часть прилегающих к ней земельных активов. Это, по мнению И. Левитина, позволит снизить сроки окупаемости дорог, развить придорожную инфраструктуру.

Для этих целей предлагается принять 5-летнюю целевую бюджетно-инвестиционную программу по частному дорожному строительству. И. Левитин особо подчеркнул, что при строительстве частных дорог необходимо наличие "государственной альтернативы".

Что касается частных инвесторов, вкладывающих деньги в строительство дорог, то, по словам министра, налоговых льгот для них, скорее всего, не будет. По его словам, строительство дорог будет осуществляться через институт частного и государственного партнерства. Инвесторам, вложившим средства в строительство дорог, государство передаст эти дороги в управление на длительный срок до того момента, пока они полностью не окупятся, отметил глава Минтранса. Однако, добавил он, в связи с тем, что бюджетная политика каждый год подвергается корректировке, "инвесторам трудно решиться на вложение длинных денег". В связи с этим И. Левитин сообщил, что Минтранс предлагает частным инвесторам передавать в длительное управление не только дороги, в которые они вложили средства, но и придорожные земельные активы. "Таким образом, инвесторы получат не 15 метров дороги, а смогут выйти за ее пределы и заняться бизнесом на придорожных территориях", - заметил И. Левитин. Все это, по его мнению, будет служить более эффективной окупаемости дорог.

В свою очередь, министр финансов Алесей Кудрин заявил, что его ведомство выступает за увеличение средств федерального бюджета на строительство федеральных дорог. В настоящее время сумма средств, выделяемая на строительство и содержание дорог в РФ, составляет 80 млрд руб. в год. При этом 30 млрд из них идет на субвенции субъектам РФ. Министерство финансов, уточнил А. Кудрин, предлагает в 2005г. увеличить сумму расходов на строительство федеральных дорог с нынешних 50 млрд руб. до 65-70 млрд руб.

Кроме того, Минфин предлагает ускорить реализацию кредитов Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на строительство кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга и дороги Чита-Хабаровск. По мнению А. Кудрина, срок реализации кредита можно сократить с 3 до 1,5 лет. Это позволит снизить затраты бюджета по обслуживанию кредитов, подчеркнул глава Минфина. А. Кудрин добавил, что в дальнейшем новые займы на дорожное строительство открывать не следует. "У нас есть средства на эти цели", - заявил министр.

Напомним, что осенью 2002г. правительство РФ подписало с ЕБРР кредитное соглашение о предоставлении транспортного займа объемом 229 млн долл. В июле 2003г. с ЕБРР было подписано второе кредитное соглашение на сумму 290 млн долл. Оба кредита предоставлены ЕБРР под гарантии правительства РФ.

В итоге правительство РФ приняло решение до 1 августа доработать федеральную целевую программу (ФЦП) "Модернизация транспортной системы РФ". Премьер-министр России Михаил Фрадков поручил министерствам, в частности, доработать подпрограмму "Автомобильные дороги". Минфину поручено решить вопрос об обеспечении источников финансирования дорожных работ в субъектах РФ. М. Фрадков напомнил, что до 1 октября должна быть доработана концепция национальной программы модернизации и развития автомобильных дорог до 2025г.

Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Как выйти из любого конфликта: полезный инструмент и 8 приемов
Pro
Развод и деньги пополам. А как быть с криптовалютой
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Не только овощи и фрукты: что есть для здоровья сердца
Pro
Сотрудники молчат: 6 страхов, которые мешают им делиться своим мнением
Pro
Каким работникам ни за что нельзя носить форму — The Economist
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов