Российскую авиакомпанию оштрафовали за слишком дорогие билеты
"Несмотря на то что в соответствии с действующим законодательством тарифы на воздушные перевозки устанавливаются авиакомпаниями самостоятельно, специалисты управления пришли к выводу о нарушении антимонопольного законодательства. Мы продолжим отстаивать в судебных разбирательствах в первую очередь интересы граждан Кемеровской области, интересы общества и свое решение", - отметила заместитель руководителя кемеровского УФАС России Елена Клостер.
Напомним, что в мае 2012г. УФАС были приняты решения признать ОАО "Авиакомпания "Сибирь" нарушившим антимонопольное законодательство в части установления необоснованно высоких тарифов экономического класса на регулярные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам Новокузнецк - Москва - Новокузнецк и Кемерово - Москва - Кемерово и выдать предписание установить обоснованные тарифы экономического класса, пропорциональные фактическим затратам авиакомпании.
Представители авиакомпании на заседаниях комиссии УФАС России поясняли, что не считают себя нарушившими антимонопольное законодательство, поскольку разница в стоимости тарифов обусловлена разницей на рынках: в Новосибирске более конкурентный рынок (девять хозяйствующих субъектов) и соответственно более низкие цены, в Кемерово и Новокузнецке - рынок авиаперевозок с неразвитой конкуренцией (два хозяйствующих субъекта), соответственно цены более высокие.
Позицию авиакомпании прокомментировала руководитель кемеровского УФАС России Наталья Кухарская: "Среди компаний, оказывающих услуги на рынках воздушных перевозок, сложилась такая тенденция - максимально занижать цены на маршрутах с высокой конкуренцией, но при этом, компенсируя затраты, завышать цены там, где конкуренции нет и компания занимает доминирующее положение. У потребителей на таком рынке нет возможности выбора. Цель антимонопольного законодательства как раз и состоит в том, чтобы на рынках с неразвитой конкуренцией не было злоупотреблений доминирующим положением".
Специалисты ФАС сравнили цены, тарифы, сборы на рынке авиаперевозок по маршрутам до Москвы, сопоставимых по километражу. Это Кемерово - Москва, Новокузнецк - Москва, Новосибирск - Москва, Томск - Москва, Барнаул - Москва. Разница в тарифах по маршрутам была сопоставлена с разницей в аэропортовых сборах с расчетом на один самолет. В перечень сборов входили сбор за взлет-посадку, обеспечение авиабезопасности, пользование авиавокзалом, обслуживание пассажиров, обработка грузов, вылет-встреча, посадка-высадка пассажиров, доставка пассажиров, бортпитание, обеспечение авиационными горюче-смазочными материалами, уборка салона.
При сравнении, например, маршрутов Новокузнецк - Москва и Новосибирск - Москва разница в нормальных тарифах экономического класса составила порядка 30%; в специальных тарифах экономического класса - 50%. При этом разница в аэропортовых сборах и тарифах с расчетом на одно судно составила порядка 16%.
До настоящего времени предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства не исполнены. Как ожидается, ОАО "Авиакомпания Сибирь" обжалует их вместе с решениями кемеровского УФАС России в Арбитражном суде Кемеровской области.