Дети разучились общаться. Виноват телевизор...?
Основы речи у детей, как известно, закладываются в первые годы жизни, и главная задача по развитию этого навыка ложится, безусловно, на плечи родителей. Именно родители, как первые собеседники детей, несут ответственность за развитие у них способности к нормальной речи и общению с себе подобными. Но занятым своими делами и заботами родителям зачастую недосуг уделять много времени разговорам со своими отпрысками, тем более что есть замечательное средство для отвлечения постоянно требующих внимания детей - телевизор. Да и само подрастающее поколение с большим удовольствием проводит время перед "голубым" экраном, поглощая сменяющие друг друга как в калейдоскопе фильмы, мультфильмы и различные развлекательные передачи. В результате, дети настолько привыкают к виртуальному миру, что не способны нормально адаптироваться в мире реальном, и у них возникают серьезные проблемы с установлением контакта и общением с другими людьми в повседневной жизни. Для того чтобы как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, в Британии проводится целая кампания с бюджетом в два миллиона фунтов стерлингов (около трех миллионов долларов), основная цель которой - убедить родителей, вместо совместных и раздельных просмотров телепередач, почаще беседовать со своими детьми, обсуждая с ними различные темы и развивая у них тем самым навык общения.
Исследование, которое выявило снижение способности детей к коммуникации, было проведено Государственным обществом грамотности совместно с Национальной ассоциацией учителей, и его результаты были донесены до общественности рядом публикаций, в которых особенно подчеркивалась роль родителей в развитии навыков устной речи у детей. "В современном мире телевидения и компьютеров дети все меньше становятся способны слушать и слышать друг друга, слушать родителей и нормально говорить сами, - говорит директор Государственного общества грамотности Тейл Мак Клеланд. - Учитывая такую тенденцию, родители должны разговаривать со своими детьми как можно больше, причем с самого раннего возраста". "Наиболее активное развитие мозга ребенка происходит в течение первых двух лет жизни, поэтому детям в этом возрасте просто необходима качественная лингвистическая среда - не меньше, чем полноценное питание", - добавляет ученый.
Специалисты в области грамотности и образования утверждают, что не собираются демонизировать телевидение, но подчеркивают - безусловен тот факт, что оно не учит нормальному языку, и с этим нужно считаться.
Daily Mirror