Общество, 06 авг 2015, 00:25

Юрий Жуков остался без дела

Читать в полной версии
Фото: Коммерсантъ

Бывшего совладельца девелоперской группы ПИК Юрия Жукова подозревали в принуждении владельцев 9% Павловского ГОКа, крупнейшего в Европе производителя щебня, к продаже этой доли.

В ноябре прошлого года Юрия Жукова арестовали в аэропорту Внуково, Бабушкинский суд отправил предпринимателя под домашний арест. Отбывал он его в собственном особняке в элитном подмосковном поселке Николина Гора до 30 января 2015-го, когда был освобожден под подписку о невыезде (мог выезжать за границу, предварительно уведомив об этом следствие). На заседаниях в суде Жуков заявлял, что уголовное дело против него имеет заказной характер, но заказчиков ни разу не назвал.

В среду, 5 августа, Интерфакс со ссылкой на свой источник сообщил, что следствие закрыло уголовное дело. Факт прекращения расследования РБК подтвердил адвокат бизнесмена Тагир Самакаев, от других комментариев он отказался. Представитель Жукова Дмитрий Ивлев не ответил на вопросы.

Расследование было возбуждено по заявлению депутата Воронежской областной думы Сергея Пойманова, бывшего основного владельца ОАО «Павловскгранит» (этой компании принадлежит Павловский горно-обогатительный комбинат): к 2014 году у него оставалось около 9% акций комбината, остальное контролировали структуры Жукова. Следствие велось силами Главного следственного управления ГУ МВД по Москве; рассматривалась версия о том, что «неустановленная группа лиц, угрожая насилием и оказывая психологическое давление», вынудила Пойманова продать за бесценок часть акций ГОКа. Организатором «группы неустановленных лиц», как подозревало следствие, мог быть именно Жуков, писала газета «Коммерсантъ».

Расследование сопровождалось обысками — как в особняке Жукова, так и в офисах дочерних компаний ВЭБа — ​«ВЭБ-Инвест» (владеет активами корпорации в недвижимости) и «ВЭБ-Управление проектами» (управляет этими активами; на 81% принадлежит кипрскому офшору Bufton Holdings Ltd, связанному, как писали «Ведомости», с Жуковым, на 19% — «ВЭБ Инвесту»).

В июне 2014-го «Павловсгранит» был признан банкротом, отмечается в базе СПАРК: торги по продаже его имущества были назначены на 10 февраля 2015 года, но до апреля так и не состоялись (позже информация об этом не публиковалась). Узнать судьбу активов предприятия на момент публикации статьи не удалось. По данным СПАРК, держателем 90,49% «Павловсгранита» является ЗАО НРК (Национальный расчетный депозитарий).

Спорный комбинат

Проблемы у «Павловскгранита» начались в кризисном 2008-м: Пойманов привлек в Сбербанке кредит в размере 5,1 млрд руб. под залог акций предприятия, но с трудом его обслуживал и потерял акции в 2010-м, не сумев договориться о реструктуризации займа.

В мае 2010-го Сбербанк передал права на взыскание долга «Сбербанк Капиталу», который продолжил выяснять отношения с должником в суде. В конце 2011-го «дочка» банка взяла под контроль офшоры, владевшие примерно 60% «Павловскгранита», а через пару месяцев продала их компании «Атлантик», действовавшей в интересах Жукова. Впоследствии Пойманов пытался оспорить продажу, в августе 2013 года Следственный комитет России возбудил уголовное дело о хищении у него 36,4% «Павловскгранита» — о результатах расследования не сообщалось.

У следствия, рассказал РБК источник в МВД, нет претензий к передаче за долги основного пакета акций предприятия. Претензии есть по 9% акций, которые нужны были новым собственникам для получения полного контроля над предприятием.

Как объяснял источник в московской полиции, старательно избегая имен, «в период с августа 2012 года по январь 2013-го неустановленные лица, действующие под руководством совладельца компании в области недвижимости, угрожая насилием, принуждали бывшего главу предприятия по производству нерудных материалов к совершению сделки по передаче принадлежащих ему 9% акций данного предприятия стоимостью более 850 млн руб.».

Получить комментарии в ГСУ ГУ МВД о причинах прекращения уголовного дела в отношении Жукова в среду вечером не удалось. В пресс-службе Сбербанка на вопросы РБК не ответили.

Pro
Сможет ли Sequoia Capital выжить на новом венчурном рынке — The Economist
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Мне не нужно идеальное тело всю жизнь: ЗОЖ-привычки «ботаника» из «Офиса»
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Все о Scrum и Agile — за 20 минут: удивительно краткая инструкция
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Как монетизировать приложение: четыре популярные стратегии и одна модная
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников