Общество, 06 окт 2006, 17:16

Эксперты: Пластик пока не оправдывает надежд

Если еще несколько лет назад оплата по пластиковой карте или получение зарплаты через банкомат не пользовались особой популярностью, то сегодня пластиковые банковские карты уверенно вошли в нашу жизнь. По данным Банка России в прошлом году выпуск пластиковых карт вырос на 40%. Правда, объем покупок, совершенных при помощи карточек, увеличился только на 9%. Эксперты объясняют это тем, что большинство карт выпускаются в рамках зарплатных проектов.
Читать в полной версии

Если еще несколько лет назад оплата по пластиковой карте или получение зарплаты через банкомат не пользовались особой популярностью, то сегодня пластиковые банковские карты уверенно вошли в нашу жизнь. По данным Банка России в прошлом году выпуск пластиковых карт вырос на 40%. Правда, объем покупок, совершенных при помощи карточек, увеличился только на 9%. Эксперты объясняют это тем, что большинство карт выпускаются в рамках зарплатных проектов.

В прошлом году объем наличных, снятых с карт, составил 2,6 трлн рублей, увеличившись на 50% по сравнению с предыдущим годом. Сегодня в стране работают две международные пластиковые системы - Visa и Mastercard, и, согласно данным агентства, российский рынок «пластика» все больше привлекает иностранцев. С начала года зарубежные инвесторы вложили в отечественный «карточный» бизнес порядка 200 млн долларов. Так, согласно данным Visa International на конец второго квартала 2006 года, количество карт Visa, выпущенных в России, превысило 26 миллионов. По сравнению с аналогичным периодом 2005 года число карт Visa выросло на 47%. Таким образом, Россия является безусловным лидером по выпуску карт Visa в регионе CEMEA, в который входит 84 страны Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.

Однако, несмотря на рост числа пластиковых карт, иностранцы сталкиваются с проблемой недостаточности финансовых знаний россиян, не видящих для себя выгоды в безналичных расчетах. Старший вице-президент Visa СЕМЕА, генеральный директор представительства Visa International в России Лу Наумовский заявил, что в России пластиковые карты в основном служат для обналичивания средств. А, по его мнению, самый оптимальный сценарий развития российского рынка пластиковых карт, это когда любой потребитель в любой торговой точке сможет для оплаты продуктов или услуг использовать пластиковую карту. С одной стороны это объяснимо. Сегодня еще не все торговые точки оборудованы терминалами для приема пластиковых карт.

Кроме того, многие покупатели, используя безналичную оплату товара по карте, могут столкнуться с трудностями в случае возврата товара по гарантии. Желая стимулировать развитие безналичных расчетов, банковский комитет Госдумы в апреле этого года предложил вариант административного воздействия на бизнес: местные власти могут требовать установки платежных терминалов в торговых организациях с оборотом более $20 тысяч в месяц.

Однако не все представители торгового соообщества считают эту идею удачной. Законопроект они называют нерыночным, так как торговое предприятие должно само принимать решение, устанавливать у себя подобные терминалы или нет. Для дискаунтеровых сетей с рентабельностью около 5% это будет достаточно непросто, потому что автоматически повысятся цены в розничных предприятиях, а они не смогут работать в нулевой или минусовой рентабельности. Дискаунтерам придется поднять цены, а это все равно что пилить под собой сук, потому что такие магазины, как «Пятерочка», «Дикси», «Копейка» и т.д., работают как раз для малоимущего населения. Также идея обязательной установкой платежных терминалов невыгодна малому бизнесу, поскольку это дополнительные расходы. Поэтому не исключено, что предпринимателям ничего не останется делать, как переложить затраты, которые они вложат в приобретение терминала и его обслуживание, на покупателя. Некоторые представители банковского сообщества предлагают стимулировать развитие безналичных платежей различными скидками или быстрыми кредитами. Однако у бизнеса достаточно скептическое отношение к подобным вариантам. Они в них просто не верят.

Таким образом, российский рынок пластика, хотя и демонстрирует впечатляющие темпы роста эмиссии и оборотов, сохраняет по сути старую зарплатную структуру. Пластиковые карты не работают на экономику страны. Между тем специалисты считают, что сегодня необходимо развивать даже не банкоматные сети, а сервис оплаты картами с мобильных телефонов, ввиду их популярности. Но реализации данной идеи в настоящее время мешает стремительно растущий рынок мошенничества в сфере «пластика».

Еще одним новшеством среди безналичных расчетов стало введение системы переводов с одной пластиковой карты на другую. Для перевода денег нужно ввести реквизиты получателя, указать сумму перевода и собственный номер карты. После этого онлайновая система информирует получателя о предстоящем переводе и сроках прибытия денежных средств. После зачисления средств на счет получателя идти за деньгами в банк не нужно - наличные можно получить в ближайшем банкомате. Эксперты прогнозируют, что эта услуга отчасти даст импульс для развития безналичных услуг по пластиковым картам. Например, по мнению заместителя председателя правления «Москомприватбанк» Вадима Ковалева, принявшего участие в программе «Капитал», эта услуга хорошо увязывается с услугой денежных переводов. Финансисты уверены, что эта услуга скоро завоюет популярность - не только из-за удобства, но и доступных тарифов на перевод. Правда, размер посылаемой суммы, согласно закону, пришлось ограничить - чтобы не допустить использования новой технологии для отмывания грязных денег. Например, некоторые банки ввели для получателя накопительный лимит - 10 тысяч долларов за месяц.

Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника