Общество, 06 ноя 2007, 14:34

Рынок частных клиник в России стремительно набирает обороты

Доля частных клиник в России не превышает 5-10% от их общего количества (для сравнения: в Израиле – 12%, в странах ЕС – 15%, а в США – 20%). Тем не менее сегмент коммерческих лечебных учреждений развивается со скоростью 12% в год, говорят участники рынка.
Читать в полной версии

Но даже если рынок достигнет американских показателей, говорить об альтернативности частной медицины не придется, ведь клиентура частных клиник, главным образом, обеспеченные жители мегаполисов. Государственная система здравоохранения останется залогом национального здоровья (по крайней мере так присходит во всем мире).

Разумеется, бизнес первым делом заинтересован в прибыли: самые доходные и популярные частные клиники – стоматологические. Далее в порядке убывания: мануальная терапия и неврология, гинекология и урология, офтальмология. На 5-м месте косметология, дерматология и эстетическая хирургия. Отметим, что 70% предприятий рынка частной медицины – специализированные центры, частные многопрофильные клиники в меньшинстве, их база – города-миллионники (по числу частных поликлиник лидируют Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск).

"На рынке частной медицины присутствуют разные виды конкуренции, – рассказывает в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" директор медицинского центра "Архитектура здоровья" Ирина Галушко. – Клиники конкурируют как между собой, так и с государственными учреждениями". Конкуренция с последними состоит, конечно, в уровне сервиса: здесь частные клиники на высоте. Отличаются частники и подходом к здоровью, концентрируя внимание на комплексном лечении и широкой диагностике.

В тоже время, по словам И.Галушко, "определенных пациентов нужно обследовать узконаправленно – тогда их направляют в государственные или частные клиники соответствующего профиля". "Не все виды частной медицины могут позволить себе дорогое оборудование", - признается эксперт. То есть речь идет не столько о конкуренции частных и государственных клиник, сколько о сотрудничестве: более профессиональные государственные клиники предлагают высококомфортным частным учреждениям своего рода аутсорсинг.

А пока государство и частные клиники почти не конкурируют, основным поставщиком клиентов для частных клиник остаются страховые компании (абсолютно так же, как и для государственных). "В этом случае частной клинике не нужно проводить никаких акций по продвижению своих услуг. Отдел продаж просто переносится в страховую компанию, – объясняет начальник отдела Центра личного страхования "РОСНО" Нина Егоркина. - Но предварительно страховщики проводят экспертизу клиники: оценивают материально-техническую базу, оборот, квалификацию персонала (наличие кандидатов, докторов медицинских наук) и т.д."

Остальным приходится вкладываться в рекламу. Впрочем, и страховые компании не панацея: по оценкам экспертов, рынок обязательного медицинского страхования (ОМС) стагнирует, и частным клиникам не приходится рассчитывать на повышение доходов только через расширение клиентской базы за счет ОМС. Более того, не все виды медицинских услуг подлежат оплате через механизм страхования. "Например, рефлексотерапия, биорезонансная терапия, гомеопатия не подлежат оплате по страховке, не относятся к элементам ОМС", - сетует И.Галушко.

Услуги, не включенные в перечень подлежащих оплате через ОМС, предоставляются на основе стандартного договора, который подписывает пациент. Клиент вправе проверить лицензии врачей, или лицензии на использование аппаратуры, которая стоит в медцентре, или лицензии на оказание услуг и т.д.

Остается добавить, что разброс цен на рынке частной медицины сегодня очень велик: по Москве в десятки раз, говорят эксперты. Это может объясняться как рыночными механизмами (разница в стоимости аренды офисов), так и "нездоровыми" факторами: немалая часть клиник в мегаполисах ориентируется на граждан без регистрации и прописки. Оценка качества медицинских услуг в России, тем не менее, затруднительна. В стране нет медицинских ассоциаций, утверждающих стандарты качества и способных их контролировать. Приходится полагаться на субъективные мнения.

К слову, большинство опрошенных РБК-ТВ граждан на улицах Москвы выразили скепсис по отношению к частным клиникам – врач одной не доверяет анализам, сделанным в другой, и т.д., а по истечению срока страховки ОМС обнаруживается ворох болезней и т.п. Людей отталкивает сама концепция "бизнеса на болезнях". В то же время, по данным опросов Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), первое место в хит-параде российских взяточников занимают именно врачи государственных клиник. То есть государственная медицина остается бесплатной весьма условно: в таком свете она привлекает большинство граждан своей дешевизной.

Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами