Общество, 06 ноя 2008, 18:15

Российская анимация рассчитывает на господдержку

На анимационные фильмы приходится 10-15% прокатного времени кинотеатров и 10-15% кассовых сборов. Мультфильмы, как правило, более конкурентоспособны ввиду их редкости на фоне бесконечного потока боевиков со спецэффектами.
Читать в полной версии

Однако российские мультфильмы до сих пор остаются в тени громких голливудских премьер. Сборы их обычно не превышают затрат на производство.

"Но пытаться конкурировать все равно нужно, и мы это делаем. Во-первых, традиция русской анимации имеет огромные потенциал. Во-вторых, и сейчас производится очень много мультфильмов высокого качества, – говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор и продюсер студии "Мастер-фильм" Александр Герасимов. "Другое дело, что сегодня мир захлестнула мода на 3d мультфильмы, если мы говорим о полном метре. Я считаю, что это мода, она пройдет. То любимое, двухмерное нарисованное кино все равно вернется, потому что эта картинка очень органично воспринимается детьми", - продолжает эксперт.

Но рынок мультипликации в РФ все же развивается - в течение последних 10 лет количество выпускаемых мультфильмов ежегодно увеличивалось. Абсолютный рекорд поставлен в прошлом году: с октября 2007г. по октябрь 2008г. выпущено в прокат 6 полнометражных мультфильмов, сделанных в России. Помимо зачатков коммерческой анимации, удается сохранить относительно высокий уровень анимации авторской.

Тем не менее главная проблема рынка сегодня – нехватка инвестиций и отсутствие интереса со стороны телеканалов. Последние отказывают мультсериалам со странной формулировкой: "неформат". Именно с этими словами Первый канал отказал сериалу "День рождения Алисы". Очевидно, проще купить дешевые прошлогодние иностранные продукты (лучше всего – из КНР).

Мультипликаторы резонно поднимают вопрос о будущей национальной безопасности России. "Анимация – это первое, с чем сталкивается ребенок в своей жизни. И что он впитает? "South Park" или "Смешариков"?, – возмущается А.Герасимов. – А ведь потом это будут наши граждане, руководители... Грубо говоря, гражданином какой страны вырастет ребенок, если он смотрит сплошь и рядом американские мультфильмы?".

Из-за отсутствия интереса со стороны каналов и адекватной помощи государства мультипликаторы остаются наедине с собственным энтузиазмом. "На анимацию инвестора найти всегда крайне сложно, а сейчас – тем более. Есть информация, что закрылось 96 кинотелепроектов, – продолжает А.Герасимов. – Вот, пожалуйста, кризис. Спасибо государству, что поддерживает. Но, опять же, какая поддержка? В 2007г. государство выделило на поддержку всей анимации порядка 320 млн рублей. Казалось бы, цифра хороша. С другой стороны, это одна четвертая бюджета "Шрека" – на всю анимацию!".

Государство должно обратить более пристальное внимание на анимацию, пока эта отрасль не разовьется в автаркичную рыночную индустрию, способную саму себя воспроизводить, вот общее мнение мультипликаторов, которое можно уже было услышать не раз в студии "Сферы интересов" на РБК-ТВ.

"Нас сегодня не то, что в рамки ставят. Нашу продукцию просто не покупают, – говорит А.Герасимов. – Большинство мультфильмов, которые делаются – короткометражки. Каналам они в принципе не интересны как товар. Под них рекламу не соберешь. А в сознании прокатчиков мультфильм – это детский продукт, в лучшем случае - на утренний сеанс".

Можно услышать и обоснованное возражение о том, что российский продукт не выдерживает конкуренции. "Такие мультфильмы, которые в России собирают крохи, в США не дошли бы проката", – замечает гендиректор продюсерского центра "Эра водолея" Дмитрий Писаревский. Действительно, по данным "Кинобизнес сегодня", разве что фильм 2007г. "Илья Муромец и Соловей-разбойник" может похвастаться солидным гонораром (сборы в России и СНГ 9,73 млн долларов при бюджете 2,5 млн).

"Если хотя бы не сократится господдержка, может быть, еще и увеличится, мы эти времена переживем, – говорит в завершение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ А.Герасимов о влиянии кризиса. – Наработки есть. А студии на свой страх и риск начали производить первые серии в надежде, что телеканалы купят".

Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Второй «пузырь доткомов»: как может выглядеть крах ИИ
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Дешевый дофамин не поможет: как справиться с цифровым стрессом
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Атака на рассвете: почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе