Общество, 06 ноя 2013, 01:03

Охота на Google

Читать в полной версии
Фото: AP

Правящая Демократическая партия Италии подготовила законопроект, который должен не позволить технологическим гигантам, в первую очередь Google, Yahoo! и Amazon, уводить заработанные в стране деньги от местного налогообложения. Парламентарии уже окрестили инициативу «налогом на Google» и уверяют, что он будет приносить в казну до 1 млрд евро в год. Аналитики не исключают, что другие страны последуют примеру Италии.

Европейские правительства давно недовольны хитроумными приемами оптимизации налогов интернет-гигантов. Западные компании практикуют уплату налогов не в соответствии с законами государств, где получают основную выручку, а по минимальным ставкам, действующим, к примеру, в Ирландии, Нидерландах или Люксембурге. Согласно законопроекту, теперь интернет-компаниям будет разрешено осуществлять коммерческую рекламную деятельность только через зарегистрированные в качестве налоговых резидентов в Италии агентства. Ими могут быть, к примеру, и дочерние компании той же Google или Amazon. «Нельзя больше терпеть ситуацию, когда налог на полученную в Италии выручку уплачивается по минимальным ставкам где-то за рубежом», — цитирует Reuters главу бюджетного комитета итальянского парламента Франческо Боччиа.

Мнения экспертов в отношении эффективности закона разделились. Его критики уверяют, что документ не учитывает нюансы работы с интернет-рекламой и желаемого дохода в 1 млрд евро итальянские депутаты не получат. Между тем еще в ноябре прошлого года налоговики Италии обвиняли работающее в этой стране подразделение Google в неуплате налогов. По данным властей, интернет-гигант не задекларировал тогда около 240 млн евро своих доходов, вследствие чего в госказну было недоплачено 96 млн евро налогов.

По данным итальянского Минфина, местное подразделение Google имеет договор с Google Inc и Google Irland, согласно которому получаемая им в Италии прибыль перенаправляется в ирландский офис Google, где интернет-компания традиционно аккумулирует все европейские доходы. Ирландия выбрана в связи с тем, что там действует очень низкая ставка на корпоративные доходы.

Некоторым аналитикам «налог на Google» нравится. «Это очень хорошая и интересная идея, — обязать транснациональные концерны работать только через налогового резидента», — сказал РБК daily автор книги «Империя Google» Ларс Реппесгаард. Известный немецкий эксперт отметил, что проблема того, что Google зарабатывает миллиарды в одной стране, а платит минимальные налоги в другой, остро стоит не только в Италии, но и в Великобритании и Германии. Г-н Реппесгаард не исключил, что примеру итальянских законодателей последуют их коллеги в Лондоне и Берлине.

«Финансовое законодательство в Италии таково, что при сделках между резидентом и нерезидентом государство недополучает налоги, что и создало почву для таких инициатив», — считает директор по рекламным продуктам московской фирмы «Бегун» Елена Климанская. Она также отметила, что «с другой стороны, финансовое взаимодействие в ЕС регламентируется общими требованиями содружества и такая инициатива может идти с ними вразрез». По мнению г-жи Климанской, Россия находится в иной ситуации — здесь действует российское подразделение Google, и РФ получает все полагающиеся ей налоги. Впрочем, любая российская компания вольна оформить и внешнеэкономическую сделку с иностранным контрагентом — например с тем же ирландским подразделением Google — и осуществлять взаиморасчеты через так называемый паспорт сделки. Это тоже вполне доступный вариант. Правда, несколько более сложный с точки зрения бухгалтерии, но столь же легальный и полностью налогооблагаемый, указала Елена Климанская.

Александр Полоцкий

Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу