Общество, 06 ноя 2013, 01:05

Пекинская автомобильная рулетка

Читать в полной версии
Фото: AP

Пекин придумывает все новые методы борьбы со смогом и пробками. Чтобы жителям столицы легче дышалось, городские власти со следующего года сократят квоты на покупку гражданами автомобилей с текущих 240 тыс. до 150 тыс. в год. При этом, чтобы сесть за руль, пекинцам придется еще и довериться удаче — автомобильные номера можно получить, только выиграв специальную лотерею.

Пекин наряду с семью другими китайскими мегаполисами входит в десятку городов мира с самым загрязненным воздухом. По данным отчета Accenture Sustainability Services APAC, ежегодно столица КНР теряет из-за смога от 19  млрд до 39 млрд долл. Вплоть до начала этого года власти отказывались публиковать данные экологического мониторинга. Однако сильнейшая дымовая завеса в январе-феврале, вызвавшая возмущение жителей, заставила администрацию действовать. Чиновники закрыли 103 промышленных предприятия и снизили на 30% число выездов государственных автомобилей. Однако эти временные меры заметного влияния на качество пекинского воздуха не оказали — основным источником загрязнения являются частные автомобили.

На конец октября в Пекине было зарегистрировано 5,4 млн машин. Город страдает от постоянных пробок (средняя скорость автомобиля в столице составляет всего 15 км/ч), что еще больше ухудшает экологию. Однако местные власти намерены всеми силами сдержать рост автопарка — с учетом новых квот к 2017 году он должен увеличиться всего до 6 млн автомобилей. Таким образом, в 2014—2017 годах пекинцы купят 600 тыс. машин — меньше, чем в одном только 2010 году. При этом власти намерены стимулировать спрос на экологичные автомобили, которые потребляют меньше бензина или вообще работают на электрической тяге. Чиновники рассчитывают увеличить их продажи с 20 тыс. машин в 2014 году до 60 тыс. в 2017-м.

Впервые власти всерьез озаботились проблемой загрязнения воздуха в связи с Олимпиадой в Пекине. Во время Игр была введена система четных и нечетных номеров, которая позволяла автовладельцам выезжать на дороги только раз в два дня. Эта мера позволила тогда снизить уровень загрязнения воздуха на 40%. После этого власти начали экспериментировать. В конце 2008 года была введена система, согласно которой в один из будних дней автомобилисту запрещалось пользоваться машиной: в один из пяти дней автомобилист, чьи номера заканчивались на одну из двух цифр: 1 или 6, 2 или 7, 3 или 8, 4 или 9 и 5 или 0, — не может сесть за руль. В 2009 году на автомобили, чей уровень выхлопов не соответствовал нормам, стали вешать желтые карточки. Обладатели такой метки не могли въехать в Пекин дальше Пя­того кольца.

С 2012 года городские власти решили ужесточить требования и к самим пекинцам. Чтобы приобрести легковой автомобиль, тот должен быть зарегистрирован именно в столице, получить водительские права и подтвердить, что не владеет какой-либо другой машиной. Однако удовлетворение этим базовым требованиям вовсе не гарантирует жителю столицы возможность ездить в автомобиле. Чтобы зарегистрировать автомобиль, необходимо принять участие в лотерее, в которой каждый месяц разыгрывается всего 20 тыс. номерных знаков. В октябре, например, число участников розыгрыша превысило 1,5 млн человек.

«Я пытался получить номер 11 месяцев кряду. Чтобы увеличить шансы на успех, кроме меня в лотерее приняли участие мои родители и жена. Нам было неважно, кто из нас выиграет, нам просто нужна была машина», — цитирует The Wall Street Journal топ-менеджера Дерека Хао, который выиграл номер в июле этого года. Примечательно, что в ряде городов получить номер можно не только играя в лотерею, но и приняв участие в аукционе. Так, в Шанхае номера уходят за 14,5 тыс. долл., при том что новые машины местных брендов вроде Chery или Geely можно купить за 3,7—4 тыс. долл.

Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году