Общество, 06 ноя 2014, 00:25

Русско-японская карта

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Национальная система платежных карт (ОАО «НСПК») может вый­ти на международный рынок с помощью японской системы JCB. Об этом в интервью РБК рассказала зампред Банка России Ольга Скоробогатова. Кобрендовыми картами, выпущенными НСПК совместно с JCB, можно будет свободно платить в поездках по Азии, европейский рынок японцы пока не завоевали.

По словам Скоробогатовой, ОАО «НСПК» начнет выпускать собственные карты с декабря 2015 года. Этими картами можно будет расплачиваться внутри страны для того, чтобы их принимали за рубежом, компании придется найти партнера среди международных платежных систем. Пока к сотрудничеству готова только японская JCB. «Из международных систем с инициативой совместной программы выступила японская система JCB», – сказала зампред ЦБ. JCB отказалась комментировать переговоры.

Платежная система JCB (Japan Credit Bureau) – крупнейшая японская система, ее карты эмитируют банки 16 стран мира, а принимают – 190 стран. Согласно информации, размещенной на сайте JCB, количество ее пользователей насчитывает 84 млн человек, 17 млн из которых проживают за пределами Японии. Карточки JCB принимают 26 млн торговых точек. По выручке и количеству платежных карт JCB занимает последнее место среди платежных систем международного уровня.

В реестре операторов платежных систем Банка России JCB зарегистрировалась 16 октября («Джей Си Би»), ее расчетным банком выступает Альфа-банк. В октябре JCB договорилась об эмиссии своих карт с Газпромбанком. Еще до регистрации в ЦБ JCB пыталась обеспечить прием своих карт в России, для чего она заключила договоры на эквайринг с рядом российских банков, такими как ВТБ24, «Уралсиб», Альфа-банк, Росбанк, банк «Русский стандарт» и др.

«Инфраструктура приема карт JCB не такая большая, как у Visa и MasterCard, поэтому использование совместной с ней карты за рубежом будет ограниченным», – считает начальник управления пластиковых карт ВТБ24 Александр Бородкин. Карты Visa и MasterCard эмитируют банки более 200 стран, их принимают более чем в 100 млн торговых точек.

По словам Бородкина, карточку JCB хорошо принимают в Азиатском регионе (кроме Китая, где сильна монополия местной China UnionPay) и США, хуже – в Европе, там она работает в основном в туристических местах – отелях и ресторанах.

Действительно, согласно информации на сайте JCB, в Европе карты JCB выпускают банки только двух стран – Испании и Болгарии, в Азии таких стран 12.

«Совершенно закономерно, что НСПК ищет международную платежную систему, но JCB не самый распространенный платежный бренд, – отмечает зампред правления «Уралсиба» Илья Филатов. – В Китае, чей опыт мы брали при принятии решения о создании НСПК, вторым платежным брендом к China UnionPay были выбраны Visa и MasterCard, их сеть приема карт более распространена во всем мире».

Предправления банка «Авангард» Валерий Торхов считает, что проект с JCB слабее, чем если бы НСПК договорилась с Visa или MasterCard. «Но, думаю, этот проект им будет тоже интересен. Сейчас Visa и MasterCard обслуживают почти весь оборот по банковским картам в России, но когда оборот НСПК выделится, их доходы сократятся, а выпуск совместной карты – это возможность заработать на транзакциях и лицензионных соглашениях с банками», – добав­ляет он.

Исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова говорит, что JCB традиционно проводит гибкую политику по отношению к местным платежным системам стран, в которых присутствует. «Понятно, что из-за небольших объемов системы нельзя говорить о полноценном платежном инструменте, скорее для ЦБ и НСПК сотрудничество с JCB – это шаг в обозначении стратегии по выходу на международный рынок», – говорит она.

Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Привычка побеждать убивает оригинальность. Вот что ее развивает
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников