Общество, 06 дек 2012, 12:00

4. Осколки прогнившего режима: что можно найти у рухнувших диктаторов

В падении диктатур есть момент, который вне зависимости от политических пристрастий наблюдателей привлекает повышенное внимание. Людям интересно смотреть, как в руках победителей оказывается собственность бывших небожителей. Сразу раскрываются старые тайны, становятся реальностью или уходят в небытие давно устоявшиеся мифы.
Читать в полной версии

Цивилизованный метод: секретные документы

В Европе и странах европейской части бывшего СССР революции и захват собственности бывших диктаторов обычно носят цивилизованный характер. Среди толпы обязательно находятся представители будущих спецслужб, которые в ворохе бумаг находят нечто полезное и нужное. Например, в Петрограде в марте 1917г. при обыске в здании полицейского управления представители новых властей аккуратно собрали фамилии агентов охранки, от которых в ближайшие дни и избавились. Аналогичная ситуация имела место в 1991г. в Грозном, когда гвардейцы Джохара Дудаева после свержения власти первого секретаря местной компартии Доку Завгаева и штурма здания КГБ овладели всеми данными на сеть агентов в Чечне (ее уже в 1994г. не хватало федеральным силам).

Во время революции в Сербии в 2005г. новые власти также захватили документацию старого режима после штурма здания парламента в Белграде. Очевидцы, правда, утверждали, что "следователи" нового режима вели себя более обстоятельно, изымая у чиновников старого режима оргтехнику с важными записями. Противники революции, правда, утверждали, что изъятое при обысках потом было успешно продано на белградских блошиных рынках.

Обыски для телекамеры

Но массовому зрителю, конечно же, интереснее яркие кадры наподобие сноса памятника Саддаму Хусейну в Багдаде или Феликсу Дзержинскому в Москве в 1991г. Именно поэтому напоказ выставляются вещи, которыми диктаторы пользовались в повседневной жизни, а потом бросили при отступлении. Например, зубную щетку с золотой ручкой и BMW сына Муаммара Каддафи Саади. Или черную кожаную куртку Dolce&Gabbana дочери отца Джамахирии Аиши. Также интересно для телекамер выглядели захваченный и сожженный мятежникам в Триполи шатер Каддафи, а также электромобиль, на котором он ездил в зарубежные поездки, офицерский мундир, в котором он появлялся на парадах.

Фото AFP

Американские телекомпании раскрутили разоблачение личной жизни на полную катушку в Ираке, где были разграблены шикарные дворцы Саддама Хусейна и его родственников. Удивительно, что вне объективов оказались золотые унитазы, которые в свое время демонстрировал журналистам лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Зато репортерам показали роскошные кровати и изящные бассейны. Примечательно, что американцы "из любви к прекрасному" не наносили авиаудары по дворцам иракского диктатора, а потом отказывались объяснять, куда делось "возвращенное народу Ирака" добро. Правда, кое-что все-таки нашлось. Уже спустя год после взятия Багдада полицейские нашли один из пропавших в столице Ирака Mercedes Benz 560 SEL в гараже… одного из сержантов армии США. Машину у военнослужащего в итоге отобрали.

Фото AFP

Впрочем, обычным гражданам и в дотелевизионную эпоху показывали следы осмотра штаб-квартир диктаторов. Например, немалое количество фотографий было сделано в имперской рейхсканцелярии в Берлине 1945г. Особую популярность приобрел снимок, на котором осматривавшие разрушенное здание советские офицеры изучали глобус, которым когда-то пользовался Адольф Гитлер.

Музей конфиската

Правда, не всегда свидетельства шикарной жизни диктаторов уходят в небытие после революции. В отдельных случаях новые власти после описи имущества показывают людям, от какого зла их спасли. Нечто подобное произошло с уникальной коллекцией жены диктатора Филиппин Имельды Маркос, которой в 1986г. пришлось бежать из Манилы на вертолете. Первая леди страны умудрилась собрать коллекцию из трех тысяч пар обуви (сама она в поздних интервью заявляла, что собрала всего 1060 пар). Забрать все это с собой И.Маркос не удалось, а потому ее достояние ныне составляет основу музея в Маниле.

Целый музей составили и элитные автомобили иранского шаха, свергнутого во время революции 1979г. Многочисленные Lamborghini, Rolls Royce, Ferrari, изъятые будущими стражами исламской революции, украсили соответствующий музей в Тегеране.

Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
10 компаний с перспективами роста во втором кварталe — выбор Bloomberg
Pro
Америка, Китай и «неприсоединившиеся». Как мир распадается на блоки
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии