Общество, 06 дек 2013, 01:05

Элитный куш

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Банки пытаются заработать на состоятельных клиентах в ипотечном кредитовании. Старший вице-президент ВТБ24 Андрей Осипов прогнозирует увеличение доли ипотеки бизнес-класса в портфеле банка с нынешней половины до двух третей. Девелоперы говорят, что каждый четвертый покупатель элитного жилья берет его в кредит.

По подсчетам аналитиков ВТБ24, на сегодняшний день доля жилищных займов, выданных состоятельным клиентам российскими банками, составляет 37%. В течение ближайших трех лет она может вырасти до 45%. Андрей Осипов объясняет интерес к этому виду кредитов тем, что их экономически выгоднее выдавать: удельные затраты на оформление меньше. «Затраты банка, выраженные в рублях, могут существенно отличаться, на 20—30%», — подчеркивает г-н Осипов.

При этом он указывает, что уровень просрочки по ипотечным кредитам в ВТБ24 одинаков во всех клиентских сегментах. «Концентрацию рисков можно отметить только в сегменте сверхбольших кредитов на сумму более 25 млн руб., из-за того что таких кредитов в принципе выдается очень мало и выход на просрочку даже одного такого заемщика ощутимо повышает уровень риска», — говорит он.

Ипотечный портфель группы ВТБ (ВТБ24 и Банка Москвы) составляет 481 млрд руб. Ожидается, что по итогам года объем выдачи жилищных кредитов составит 254 млрд руб. К концу 2016 года группа ВТБ планирует нарастить портфель ипотечных займов до объема более триллиона рублей и занять долю рынка на уровне 22%. По словам зам­преда правления ВТБ24 Анатолия Печатникова, через три года ипотечный рынок в России увеличится вдвое, главным образом за счет верхних клиентских сегментов.

В других банках подтверждают интерес к выдаче ипотеки на покупку элитного жилья. Например, в Альфа-банке указывают, что сейчас доля таких кредитов в портфеле составляет 6%, а в следующем году она увеличится до 15%. В ипотечном портфеле Райффайзенбанка доля премиальных клиентов превышает 10% при общей доле премиум-клиентов в банке около 1%. «Клиенты премиум — самые надежные и проверенные заемщики. При том что к ним применяются все необходимые риск-метрики, approval rate по данному сегменту значительно выше, чем по сегменту клиентов нижне- и среднемассового сегментов», — отмечает начальник управления по работе с премиальными клиентами малым и микробизнесом Райффайзенбанка Роман Зильбер. Банкиры считают, что состоятельные клиенты берут ипотеку для улучшения жилищных условий и инвестирования своих средств.

Девелоперы указывают, что для них ипотека по-прежнему остается одним из ключевых инструментов стимулирования продаж и способом формирования денежного потока. «В бизнес-классе ипотека актуальна, что подтверждается статистикой обращений по нашему жилому комплексу «Донской Олимп», — говорит руководитель отдела продаж компании «ЛСР. Недвижимость-Москва» Светлана Киселева. — Порядка 25% потенциальных клиентов рассматривают ипотеку».
 
По словам руководителя службы продаж компании «Галс-Девелопмент» Игоря Быченка, изменился портрет покупателя элитного жилья. «Помимо традиционных инвесторов и топ-менеджеров крупных компаний увеличилась доля молодых предпринимателей с собственным бизнесом, которые хотят улучшить свои жилищные условия, но не готовы вынимать деньги из бизнеса». Г-н Быченок отмечает, что в элитном квартале «Литератор» в Хамовниках общая доля ипотечных сделок составила около 20% за последние несколько месяцев.
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе