Единственное серьезное влияние акционерного конфликта — задержка в выплате дивидендов
Голландский VimpelCom по итогам 2012 года показал четырехкратный рост прибыли, до 2,15 млрд долл., которой он готов поделиться с акционерами — выплата дивидендов запланирована на второй квартал этого года. О значимых для холдинга событиях в прошлом году с АНАСТАСИЕЙ ФОМИЧЕВОЙ поговорил председатель совета директоров VimpelCom ДЖО ЛУНДЕР.
— Как вы оцениваете первый год работы Антона Кудряшова во главе российского «ВымпелКома»? Какие поставленные задачи ему удалось решить за это время?
— У Антона была очень сложная стартовая ситуация. Мы наняли его в начале 2012 года, когда EBITDA перестала расти и ситуация в целом была совершенно не такой, как нам бы хотелось. Если судить по переменам с тех пор, Антон проделал очень хорошую работу для компании. У нас был год быстрого роста, мы смогли оптимизировать наши издержки, и теперь EBITDA растет очень хорошо. Мы улучшили качество сети, мы наняли несколько высококлассных менеджеров и усилили нашу команду в России. Мы выиграли лицензию LTE, чтобы успешно работать на российском рынке высокоскоростного мобильного Интернета. Восприятие «Билайна» на рынке и клиентами также изменяется к лучшему. Так что мы очень довольны результатами в России.
— В прошлом году на телекоммуникационном рынке горячо обсуждался конфликт между вашими акционерами — Telenor и Altimo. Как это противостояние повлияло на ваш бизнес?
— В действительности это несильно повлияло на наши операции в прошлом году. Наша стратегия была сосредоточена на повышении денежных потоков (cash flows), на марже и операционной эффективности. Мы занимались созданием единой унифицированной группы после крупной сделки в 2011 году. Мы смогли добиться хорошего роста выручки в России и заметного улучшения EBITDA. Единственное серьезное влияние акционерного конфликта — задержка в выплате дивидендов. Однако после отмены судебных претензий ФАС дивиденды были выплачены, и, думаю, акционеры были довольны. Сейчас у нас хорошая сбалансированная структура наблюдательного совета. Насколько я понимаю, сейчас нет разногласий по поводу стратегического курса компании и ее приоритетов.
— Несколько недель назад ходили слухи, что российский «ВымпелКом» выделит ШПД-активы в отдельный бизнес. С какой целью вы можете это сделать, собираетесь ли продавать этот бизнес?
— Нет, не планируем. Мы заявляли, что мы мобильная компания и что весь мир пойдет по пути беспроводного доступа в Интернет в будущем. И мы хотели бы инвестировать в сети LTE и укреплять позиции в сфере 4G. Это общее направление. Что же касается фиксированных сетей, то у нас хорошие позиции в этой сфере в России и Италии и ряде других стран. У нас нет планов избавляться от этих активов, мы намерены сохранить их и обеспечить высокое качество этих операций. Но, вероятно, наши будущие инвестиции и развитие будут в большей степени связаны с мобильной стороной бизнеса, а не с фиксированной.
— По поводу глобальных операций. Вы проводите политику оценки и повышения эффективности каждой бизнес-единицы. Как оцениваете ее результаты в Африке и намерены ли продавать активы в каких-то странах региона?
— Думаю, что из результатов 2012 года видно, что мы создаем хороший денежный поток и удовлетворены общим состоянием компании и ее операций. Поэтому у нас нет никакой необходимости спешно сейчас что-то продавать. Если финансовые результаты не будут нас удовлетворять, то мы либо проведем некоторую консолидацию рынка и продадим часть активов по ее итогам, либо продадим их полностью. Думаю, здесь Вьетнам — хороший пример. Мы могли бы потратить 1—2 млрд долл., чтобы развить этот бизнес и вывести его в плюс. Однако на этом рынке семь игроков и «ВымпелКом» — самый маленький, и это было бы слишком затратно. Поэтому мы посоветовали акционерам потратить эти деньги на другие цели. Ту же бизнес-логику мы будем применять и в других случаях.
— Какие варианты развития сейчас рассматриваете в Канаде? Получится ли выкупить долю основателя Globalive Wireless и возможна ли продажа этого актива после ее завершения?
— Как вы правильно сказали, мы сейчас покупаем контрольный пакет акций компании и все еще ждем одобрения регуляторов, чтобы завершить эту сделку. Мы хотим конвертировать неголосующие акции в голосующие. Когда Globalive Wireless будет полностью принадлежать нам, мы рассмотрим все доступные варианты, и, возможно, будет как консолидация через слияние с другими игроками, так и органический рост. Органический рост также возможен в Канаде, так как это большой рынок, и я не стал бы исключать такой вариант развития этой компании.
— На последнем мобильным конгрессе в Барселоне VimpelСom объявил о стратегическом партнерстве с MasterCard и Windows Phone. Какие именно решения стоит ожидать в России?
— Думаю, оба соглашения отражают нашу глобальную стратегию, а не связаны именно с Россией. Что касается поддержки большего числа операционных систем на смартфонах, то интерес к этому проявляют все мобильные операторы в мире. И мы хотим, чтобы была здоровая конкуренция, а потребители могли иметь возможность выбора. Мы думаем, что последние телефоны, созданные Nokia совместно с Microsoft, — хороший пример. И мы считаем, что это сотрудничество принесет и другие интересные смартфоны.
MasterCard вместе с рядом других партнеров, таких как Google и Facebook, поддерживает нашу стратегию партнерских соглашений с глобальными брендами. Это делается, чтобы улучшить наши предложения в сфере финансовых продуктов, как в случае с MasterCard, или улучшить опыт пользователей, как в случае сотрудничества с Google и Facebook, и по ряду других предложений, которые вы видели и в России. Эти партнерства, если посмотреть на них в контексте открытой философии VimpelСom, позволяют открыть наши технологии и поучаствовать в создании цепочки стоимости глобальным брендам. Это в интересах наших клиентов и повышает конкурентоспособность оператора.