Стихийные бедствия привлекают российских туристов
По мнению экспертов, сложившаяся ситуация выгодна для россиян тем, что цены на путевки в Турцию скорее всего останутся на прежнем уровне, а не подорожают, как предполагалось ранее, на 15-20%. Более того, некоторые турецкие отельеры заявили о скидках в гостиницах на предстоящий сезон. Коммерческий директор компании Tez Tour Александр Буртин уверен, что нынешний сезон в Турции пройдет под девизом: «Летишь сегодня, а цены вчерашние».
По его словам, падение туристического потока в Турцию произошло за счет туристов из европейских стран. "Вспышка куриного гриппа в Турции пришлась ровно на пик бронирования отелей туроператорами Западной Европы. В результате поток туристов из Евросоюза сократился", - объяснил А. Буртин.
По результатам исследования Oxford Economic Forecasting, проведенного по заказу Всемирного совета туризма и путешествий (WTTC), птичий грипп включен в список ключевых факторов, влияющих на развитие мировой туристической индустрии, наравне с терроризмом и природными катаклизмами. Последние данные о влиянии этого фактора на рынок подтверждают описанную тенденцию: так, по данным Турецкого института статистики, в январе 2006г. после сообщений о вспышке птичьего гриппа число иностранных туристов сократилось на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2005г.
Но не только птичий грипп повлиял на туристические предпочтения европейцев. На рынке Германии, например, наблюдается падение спроса на Турцию в связи с приближающимся чемпионатом мира по футболу.
Помимо россиян, в Турции ожидают граждан Украины, которые так же, как и граждане РФ не воспринимают птичий грипп со всей серьезностью. В 2004 году Турцию посетили 280 тысяч украинских туристов.
Глава компании Travel.ru считает, что катаклизмы и стихийные бедствия не только не пугают, но и привлекают россиян. «Сегодня наводнение в Европе, а в Праге российские туристы разочарованы, что там его не произошло, и не на что посмотреть», - говорит она.
Похожая ситуация наблюдалась во время войны в Ираке: россияне покупали путевки в этот регион, а пугливые европейцы предпочитали менять свои планы на отдых. А.Патрышева считает, что россияне - первые претенденты на так называемые «ураганные туры», которые организовали некоторые туристические компании Флориды, Техаса и Оклахомы. Турист платит от 1,5 тыс. долл., а компания уведомляет его за 48 часов о надвигающемся катаклизме и обеспечивает ему проезд к месту драматических событий. Клиент получает возможность увидеть собственными глазами действие разрушительных сил природы, а после урагана оценить его последствия.
Обсуждая факторы, влияющие на российский туристический рынок, председатель совета директоров BSI Group А.Игнатьев сказал, что основными проблемами отрасли остаются увеличение тарифов авиаперевозчиков и введение некоторыми странами визового режима. Например, Кипр в 2004г. после введения виз посетило на 17 тыс. россиян меньше, чем в 2003г. Неудивительно, что кипрские власти стремятся сделать все возможное, чтобы вернуть в страну российских туристов, и в ближайшее время главный упор собираются сделать на облегчение визового режима.
Туроператоров также беспокоит новый порядок оформления виз в Великобританию. Передачу британским посольством части функций по сбору и обработке заявок на визы частной структуре, которая сама является туроператором, предлагающим, в том числе, и поездки в Великобританию, туроператоры восприняли как монополизацию британского направления одним из игроков рынка. Новый порядок оформления виз должен быть введен со 2 мая 2006г., в результате чего стоимость британской визы для россиян в ближайшее время может возрасти примерно на треть – до 120 долларов. В связи с этим представители 20 российских туроператоров передали британскому консулу в Москве коллективное письмо с просьбой пересмотреть решение относительно российского подрядчика. В обращении говорится, что прием документов должна осуществлять не туроператорская компания, а независимая структура.
Консолидация туроператорского сообщества могла бы решать многие задачи, считает директор компании Tez Tour А.Буртин. В свою очередь А.Игнатьев подчеркивает, что в России пока нет туристского лобби. А оно необходимо, поскольку с 1 января 2007г. отменяется лицензирование туристического бизнеса. Федеральное агентство по туризму РФ разработало поправки в закон "Об основах туристской деятельности в РФ»", которые предусматривают введение экономической ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности в пользу третьих лиц. Согласно проекту, размер банковской гарантии для туроператоров, работающих на рынке международного туризма, составит 10 млн руб., для туроператоров по внутреннему туризму - 1 млн руб. Ожидается, что в ближайшее время подготовленные Ростуризмом поправки будут направлены на рассмотрение Госдумы.
Между тем уже сегодня многие мелкие туроператоры заявляют, что новые правила игры смогут выдержать только крупные операторы. Кроме того, в данный закон предусматривается ввести такую норму, как ведение обязательного единого реестра. Туроператор не сможет осуществлять деятельность, если он не вошел в единый государственный реестр. Для этого туроператор обязан представить либо страховой полис, либо поручительство от банка, который на случай непредвиденных ситуаций будет готов компенсировать потери клиентов туроператора. Федеральное агентство по туризму также предлагает повысить требования к гидам-переводчикам и соответственно ввести их аккредитацию. На стадии согласования находится система классификации пляжей и горных трасс.
Эксперты по туризму считают, что туристический рынок нуждается не в отмене, а в развитии лицензирования. Свою позицию они обосновывают тем, что одна из особенностей экономических отношений в сфере туризма, как и в сфере финансовых услуг, заключается в существовании исключительно высоких потребительских рисков. Услуги, реализуемые турфирмами населению, часто оказываются за рубежом и предоплачиваются полностью. Не случайно именно в сфере туризма нередки случаи массовых нарушений прав потребителей.
Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) отразится на развитии отечественного туризма, российской туриндустрии и повлечет сужение рынка для отечественных турагентов и туроператоров, ужесточение условий ведения бизнеса. Но система ВТО не исключает возможности использования протекционистских инструментов. Многие страны с развитой туристической индустрией, являющиеся членами ВТО, сохранили некоторые виды ограничений по доступу на свой рынок услуг в туристическом секторе. Например, в ряде стран иностранные граждане, являющиеся физическими лицами, вообще не вправе заниматься туристской деятельностью.