Общество, 07 мая 2014, 20:03

Карты клиентов РЖД заблокировали не менее 10 российских банков

Слухи о том, что интернет-покупатели билетов РЖД стали жертвой хакеров, оказались вовсе не преувеличенными. Как выяснил РБК, именно по этой причине как минимум 10 банков заблокировали или ограничили использование карт своих клиентов, а всего таких банков может быть более ста
Читать в полной версии
Фото: РИА Новости

Информация об утечке данных появилась в середине апреля на сайте sos-rzd.com. Сайт сообщал, что данных клиентов, плативших картой за билеты на сайте РЖД с 7 по 14 апреля были украдены и что за неделю было скомпрометировано более 200 тыс. карт. РЖД это отрицала тогда и отрицает сейчас: в поступившем в РБК комментарии компании говорится, что "утечки персональных данных платежных карт клиентов с сайта ОАО "РЖД" быть не могло, так как на сайте такая информация не вводится и не хранится, при покупке билетов после выбора места пользователь переходит на платежный шлюз по защищенному соединению". Расчетным банком при оплате билетов является ВТБ 24, его пресс-служба также отрицала и отрицает утечку данных.

Тем не менее портал Finanz.ru сообщил вчера о заморозке и ограничении использования карт ряда банков, включая "Авангард" и Альфа-банк, именно в связи с билетным скандалом. РБК опросил банки, активно развивающие карточный бизнес. О блокировке карт либо ограничении их функционала рассказали представители более чем 10 из них. Так, "Авангард" заблокировал более 3 тыс карт, ВТБ 24 - более 1 тыс. карт, Московский кредитный банк - 500 карт, Связной банк - 200. Не сказали, сколько именно они заблокировали, ТКС Банк, ОТП Банк, "Открытие".

Некоторые банки ограничили функционал карт. "Были скомпрометированы порядка 3 тыс. наших карт, - рассказала директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Валентина Кузьмина. - Для минимизации риска мы ограничили функционал, операции в интернете разрешены только при проведении дополнительной аутентификации клиента по технологии 3D-Secure". Так же сделали Альфа-Банк и МДМ Банк. Картами Райффайзенбанка можно заплатить в Интернете разово, предварительно обратившись в банк. Представитель Юникредит Банка сообщил, что операции по картам, которые потенциально могли быть скомпрометированы, находятся под особым контролем, в любой момент такая карта может быть заблокирована.

По словам источника РБК в одном из перечисленных банков, количество банков, которые заблокировали карты, может приближаться к сотне. Некоторые из них это сделали после консультаций с Ассоциацией участников MasterCard, от которой получили предупреждение о возможной угрозе.

Сотрудник одного из банков, заблокировавшего карты, говорит, что в их случае злоумышленники не успели воспользоваться полученными данными и списать деньги. "Но я знаю, что в некоторых других банках карты прошли авторизацию, как раз после получения этой информации мы и приняли решение о блокировке", - говорит он. Другой банкир отмечает, что потерь по картам нет, но попытки со стороны мошенников расплатиться в интернете были, их пресекли. Клиенты, которые пострадали в результате этой хакерской атаки, скорее всего, вернут свои деньги: банки обычно компенсируют такие списания, если утечка данных произошла не по вине клиента.

Sos-rzd сообщал, что утечка данных произошла в результате уязвимости криптографической системы OpenSSL. Это своего рода стандарты для шифрования данных, используемые для безопасности их передачи. Сотрудник одного из банков говорит, что хакеры обнаружили уязвимость в этой системе, и пострадали многие компании, но большинство вовремя приняли меры.

Атака на Open SSL в апреле была, подтверждают IT-специалисты. По словам руководителя аналитического центра Zecurion Владимира Ульянова, используя уязвимость Open SSL, хакер с помощью специально сформированного запроса к удаленному серверу, в том числе проводящему платежи по пластиковым картам, получает содержимое оперативной памяти этого сервера, где хранятся сведения о проведенных ранее операциях. "В последнее время зафиксировано немало подобных инцидентов, но если компания вовремя принимает меры, в частности обновляет программное обеспечение, то потери минимальны", - говорит Ульянов, добавляя, что неделя, которая, возможно, потребовалась на решение проблемы в данном случае - это слишком большой срок.

СПРАВКА За рубежом от хакерских атак чаще всего страдают крупные ритейловые сети. Так, в конце прошлого года хакеры с помощью вирусной программы «Картоха» получили доступ к личной информации 70 млн человек — клиентов сети магазинов Target, третьей по величине в США. А в начале этого года пострадали клиенты другой американской сети магазинов - Neiman Marcus Group, их данные были украдены во время праздников.

Татьяна Алешкина, Елена Аттикова

Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
Чем ИИ-бот от Цукерберга оказался лучше даже платной версии ChatGPT