Гражданин менеджер
Со времен Советского Союза сохранилась традиция ориентироваться на построение совершенного общества и радикальную корректировку самой природы человека, в том числе силовым искоренением инакомыслия. Как показал исторический опыт, это идеалистические задачи. Но и сегодня власть часто демонстрирует подобный подход к решению экономических и рыночных вопросов. Конечно, это не способствует улучшению делового климата.
Как же быть предпринимателям — людям, которые платят налоги, работают на развитие экономики и определяют в конечном итоге благополучие страны и ее граждан? Должны ли они по указке свыше поддерживать те или иные организации и фонды или могут открыто выражать свою гражданскую позицию? Я не стремлюсь возвращаться в политику, мне достаточно опыта работы на посту губернатора Тверской области. Но как гражданин, живущий в России, воспитывающий здесь своих детей и строящий свой бизнес, я бы хотел гордиться своей страной.
В условиях жесткого контроля со стороны власти для предпринимателей важны любые приметы сближения позиций государственных служб и бизнес-сообщества, в первую очередь для того, чтобы понимать перспективы развития. В прошлом месяце в Ассоциации менеджеров состоялась встреча с главой Федеральной миграционной службы. Обе стороны ругали существующий механизм привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа за неповоротливость и усложненность, предлагали варианты совершенствования процессов трудовой миграции. Тогда Константин Ромодановский сказал, что максимально прозрачный порядок в вопросах трудовой миграции и оперативное реагирование на изменение потребностей российской экономики в кадрах остро необходимы, чтобы обеспечить максимальный положительный эффект и избежать ненужных и неприятных издержек. На будущий год запланирован серьезный пересмотр российского миграционного законодательства. Такой диалог на пользу и государству, и предпринимателям. И полностью соответствует позиции руководителя ведомства, заявившего, что ФМС является для экономики страны сервисной компанией.
Есть другой яркий пример. В ходе проверки одной из компаний, являющихся членами Ассоциации менеджеров, у налоговиков возникли вопросы о характере ее отношений с нашей организацией. Достоверность этих отношений была легко подтверждена документами. Это рутинное происшествие не имело бы смысла упоминать, если бы не одно обстоятельство. В ходе нашей беседы сотрудник ФНС искренне заинтересовался работой ассоциации, задал немало вопросов о том, каким образом ассоциация помогает бизнесу. Через два дня он позвонил «по личному вопросу». Его друг, владелец крупной консалтинговой компании, заинтересовался работой АМР и выразил желание ознакомиться с ней поближе. Не прошло и двух недель, как все документы были оформлены и консалтинговая компания стала новым коллективным членом ассоциации.
Два абсолютно разных по значимости и масштабам факта, на мой взгляд, объединяет то, что в них проявилась тенденция сближения позиций государственных служб и бизнес-сообщества. Кстати, долгое время деятельность и налоговой, и миграционной служб считалась одной из основных причин торможения бизнес-проектов. На самом деле, как показывает практика и подтверждают последние исследования, предпринимателей в России сдерживают иные факторы: длительные согласования, черепашьи скорости железнодорожных перевозок, изматывающие процедуры подключения к энергоснабжению…
Мы не занимаемся мечтаниями о качественном прорыве в российской экономике. Мы стремимся своей работой приблизить его, обеспечить его реальность. Для этого необходимо, чтобы все государственные службы и государственные монополии признали, что без заинтересованного участия российских предпринимателей (от менеджеров крупных частных компаний до фермеров и владельцев парикмахерских) такой прорыв вряд ли станет реальностью.
Это будет иметь последствия не только для реальной экономики, но и для всего бизнес-климата в стране. Российский предприниматель должен почувствовать себя не потенциальным нарушителем писаных и негласных законов, а гражданином, как это ни пафосно прозвучит. Он должен твердо знать, что работает на благо страны, а не только ради личного успеха. Его достижения должны замечаться и отмечаться, он должен чувствовать, что является уважаемым членом общества, а не временно находящимся на свободе субъектом.
Шестой год Ассоциация менеджеров проводит конкурс People Investor. По его результатам видно, что большинство российских компаний готовы участвовать в осуществлении инфраструктурных и социальных проектов в местах, где они работают. Но что-то сдерживает эти порывы. Может быть, именно гражданская и политическая неопределенность положения бизнеса и бизнесменов? Да, конечно, в представительных органах всех уровней бизнес-класс представлен большим депутатским отрядом. Но не секрет, что хождение во власть многие предпринимают для защиты своего бизнеса, а не интересов сословия предпринимателей в целом. По собственному опыту знаю, что для людей, работающих в экономике, отвлечение на личное участие в политике совсем не гарантирует успеха в делах, а чаще просто излишне.
Принцип равноудаленности бизнеса от власти хорош и оправдан. Однако удаленность от власти и удаленность от реальной политики — разные вещи. Сегодня у нас представлены разнообразные партии и объединения. Все они выступают с декларациями о сотрудничестве с предпринимателями, но на деле гораздо активнее разыгрывают популистские мотивы, среди которых доставшаяся в наследство от советских лет подозрительность в отношении предпринимателей, да и просто богатых, активных, предприимчивых людей. И пока сохраняется такой порядок вещей, остается размытой и гражданская позиция многих бизнесменов и их роль в общественной жизни нужно признать минимальной.