«Ностальгия» по Интернету
Известный продюсер, создатель платных телеканалов «Ностальгия», «Кто есть кто» и «Эгоист» Владимир Ананич решил попробовать себя в бизнесе по ту сторону экрана. Вместе с группой инвесторов он планирует в ближайшем будущем консолидировать силы независимых провайдеров и создать федерального оператора широкополосного доступа в Интернет. Новый игрок, по ожиданиям продюсера, мог бы занять пятое-шестое место на этом рынке. При этом основную ставку г-н Ананич сделает на ТВ-пакет своего оператора.
«По нашим оценкам, независимые операторы рынка фиксированного широкополосного доступа (ШПД) и кабельного ТВ охватывают 21—23% рынка. Но, к сожалению, большинство из них озабочено борьбой за выживание. Это довольно большой бизнес, учитывая, что в абсолютных цифрах речь идет более чем о тысяче операторов. И только около 200 из них предоставляют услуги платного телевидения. Именно таким операторам мы и хотим помочь в первую очередь», — рассказал РБК daily г-н Ананич, для которого этот проект интересен именно с точки зрения предоставления клиентам ТВ-пакета.
Пристрастие г-на Ананича к телевидению неудивительно, ведь он по праву считается одним из создателей телевизионного и рекламного бизнеса России. В 1991 году он основал телекомпанию «Ваше коммерческое телевидение», которая сегодня занимается производством собственных телепроектов для дальнейшей продажи телеканалам. В 1993 году инициировал создание Фонда защиты рекламопроизводителей и был избран его председателем. Является основателем Московского международного фестиваля рекламы, а также генеральным продюсером телеканалов «Русский мир», «Ностальгия», «Кто есть кто» и «Эгоист-ТВ».
По словам г-на Ананича, стратегий развития на рынке ШПД две: или быть поглощенным более крупным игроком, или объединяться. «В противном случае наиболее реален сценарий постепенной потери бизнеса. Наша цель — объединить небольших независимых участников в рамках единого проекта. Такой игрок смог бы занять пятое-шестое место на рынке», — уверен продюсер.
На вопрос о том, какую сумму планируется потратить на развитие этого проекта, он ответил, что ориентируется примерно на 3 млрд руб. «Инвестиции по большей части будут направлены на создание единой юридической базы, на легализацию бизнеса отдельных игроков. Многие из них до сих пор ведут дела не совсем в правовом поле», — отметил собеседник РБК daily. На сегодняшний день, как говорит г-н Ананич, предложение о сотрудничестве получили 60 компаний, шесть из них уже дали согласие, еще 27 пока не дали ответа. Остальные от объединения отказались.
Создание нового оператора гармонирует с планами Минкомсвязи, которое, по информации газеты «Коммерсантъ», готово в течение следующих трех лет выделить 22 млрд руб. на закупку интернет-трафика для удаленных населенных пунктов страны. По словам источника издания, близкого к министерству, это поможет заинтересовать игроков рынка прокладывать сети в такие регионы.
Окончательное решение о запуске франшизы г-н Ананич будет принимать на первом собрании инвесторов, которое должно состояться через месяц. Помочь ему в этом должно исследование российского ШПД-рынка, которое по просьбе продюсера готовит информационно-аналитическое агентство TelecomDaily.
РБК daily удалось ознакомиться с его первыми результатами. В 2012 году Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций России выдала 4727 новых лицензий на осуществление деятельности в области электросвязи. Это в 2,5 раза меньше, чем годом ранее, когда обладателями разрешительных документов стали 11 455 операторов. Обладатели 2233 лицензий сами обратились в надзорный орган с просьбой прекратить действие их разрешений, говорится в исследовании.
Среди ключевых трендов развития рынка в 2013—2015 годах агентство выделяет неуклонное снижение количества его участников, вытеснение мелких игроков в те сегменты, которые экономически неинтересны крупным компаниям вроде «Ростелекома», ТТК и «ЭР-Телекома», а также падение их выручки и рост постоянных затрат.
«К 2015 году мелкие и средние операторы полностью перестанут интересовать крупных операторов как объект инвестиций в силу существенного технологического отставания и крупных рисков, возникающих из непрозрачности их бизнеса. Причем они потеряют значительную часть своих абонентов из-за предоставления несовременных услуг и невозможности ценовой конкуренции с крупными сетями», — делают вывод специалисты TelecomDaily.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян считает, что рынку ШПД крайне необходим новый игрок федерального уровня. «В России сегодня уровень проникновения ШПД в разы ниже, чем в Европе, так что место для нового игрока точно найдется. Другое дело, что большинство мелких региональных провайдеров так или иначе являются реселлерами услуг, закупая трафик на магистральном уровне у тех же «Ростелекома» или ТТК, — подчеркнул г-н Казарян. — Поэтому подобное объединение в первую очередь должно принести некий экономический эффект — более выгодные условия с правообладателями в плане покупки контента или с теми же магистральными операторами».
Однако планируемая сумма инвестиций 3 млрд руб. главному аналитику РАЭК кажется заниженной. «Все, конечно, зависит от поставленных целей, но если руководителями проекта было запланировано техническое объединение всех операторов, то это будут более существенные затраты», — резюмирует г-н Казарян.
Что касается самого Владимира Ананича, то в беседе с РБК daily он признался, что у себя дома пользуется услугами сразу нескольких операторов ШПД и кабельного ТВ, в числе которых «НТВ-Плюс» и «Триколор». Такое обилие он объяснил рабочей необходимостью: продюсеру нужно отслеживать появление новых телевизионных проектов.
Таким образом, г-н Ананич подтвердил данные исследовательского агентства iKS-Consulting, согласно которым к июлю этого года число пользователей платного ТВ в Москве превысило число домохозяйств: 5,3 млн абонентов против 4,6 млн домохозяйств.