Общество, 07 авг 2015, 00:25

Нет машин — нет работы

Читать в полной версии
Фото: EPA

На фоне падения продаж автодилеры сокращают персонал. За год количество сокращенных продавцов машин составляет десятки тысяч человек и сокращения будут продолжаться, говорят участники рынка.

15 тысяч уволенных

Второй по объему продаж российский автодилер «Автомир» с начала 2015 года сократил 17% сотрудников, рассказал РБК HR-директор холдинга Руслан Тарусин. Сейчас в компании работают около 5,7 тыс. человек. Таким образом, сокращены были почти 1,2 тыс. сотрудников. Оптимизация, по его словам, затронула в основном продавцов дилерских центров, там численность сотрудников сократилась на 26,6%. «В группе существуют внутренние нормативы загрузки работников, — поясняет Тарусин. — Когда загрузка падает, персонал приводится к оптимальной численности». В 2014 году, согласно данным журнала «АвтоБизнесРевю», продажи «Автомира» снизились на 10%, до 72,8 тыс. машин.

ГК «Фаворит Моторс», также входящая в десятку крупнейших автодилеров (+4% продаж в 2014 году, по данным АБР), в текущем году сократила порядка 5% сотрудников (до 1,75 тыс. человек) в основном за счет автоматизации процессов, говорит президент компании Владимир Попов. «Любая компания может сократить до 10% работников без ущерба для своей деятельности», — добавил он.

Еще один крупный дилер — ГК «Модус» (+5% продаж в 2014 году) — сократил 15% персонала. «Мы смотрим на ситуацию в режиме реального времени и стараемся вовремя реагировать на изменения рыночной конъюнктуры», — заявил председатель совета директоров группы Алексей Лещенко. Сейчас в «Модусе» работают 1,3 тыс. человек.

В «АвтоСпецЦентре» (+30% продаж в 2014 году) не называют точных цифр, отмечая лишь, что после покупки пяти дилерских центров у «Мега-Авто» численность сотрудников группы осталась неизменной — 3,5 тыс. человек. Численность штата третьего по объему продаж дилера из топ-10, компании «Мейджор» (-4%), по словам источников РБК на рынке, снизилась на 10%, до 4,5 тыс. человек (представитель компании не ответил на запрос РБК).

Дилеры говорят, что процесс оптимизации стартовал с началом кризиса. По словам гендиректора ГК «АвтоГермес» (продажи 2014 года остались на уровне 2013-го) Дмитрия Полунина, его компания сократила 5–10% сотрудников еще весной 2014 года, до 1,4 тыс. человек, с тех пор эта цифра практически не менялась. «Автомир» оптимизирует штат с 2013 года, когда численность персонала достигала максимальных значений — 7,6 тыс. человек. «При этом мы не делали импульсивных сокращений, начали готовиться к падению объемов продаж заранее, плановые сокращения персонала вели в течение всего 2014 года. Все подразделения компании были нацелены на реализацию стратегии по увеличению эффективности каждого автосалона, в том числе необходимо было привести к плановому показатель соотношения фонда оплаты труда к доходу», — уточняет Руслан Тарусин.

Продажи автомобилей в России снижаются второй год подряд. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году авторынок сократился на 10,3%, за первое полугодие текущего года — еще на 36,4%. Падение продаж вынудило почти всех дилеров оптимизировать штаты, отмечает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков. По его оценке, за последние 12 месяцев численность сотрудников в отрасли сократилась на 5–15%. Всего, по данным РОАД, в дилерском бизнесе заняты порядка 350 тыс. человек, то есть уволены могли быть от 15 тыс. до 50 тыс. человек и более. По словам Моженкова, это больше чем в предыдущий кризис — тогда обвал продаж был резким, но коротким и продолжался не более трех-четырех месяцев.

13 претендентов на одну вакансию

Данные сервисов по подбору персонала подтверждают сокращение численности сотрудников автодилеров. С августа 2014 года число вакансий снизилось на 35–40%, говорит руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru Павел Лебедев. При этом число резюме на одну вакансию за тот же период времени выросло почти на 30% — с семи до десяти по всей России. Наиболее остро эта ситуация проявилась в январе-феврале 2015 года, отмечает Лебедев, когда число соискателей на одну вакансию доходило до 13 человек.

Рост конкуренции за рабочие места в автобизнесе фиксирует и сервис headhunter.ru. С августа 2014 года число соискателей на одну вакансию в секторе, по данным пресс-службы сайта, выросло почти на 54%, до 4,3 человека. С 2013 года этот показатель вырос вдвое. Пиковых значений уровень конкуренции за работу достигал в феврале и апреле 2015 года, когда на одну вакансию претендовали шесть соискателей.

Конкуренции за места в автомобильном бизнесе выше, чем на рынке труда в целом, где с августа 2013 года число соискателей на одну вакансию выросло на 30%, считают в headhunter.ru. По оценке Superjob.ru, текущий средний уровень конкуренции за рабочие места у автодилеров и в автостраховании выше, чем на рынке труда в целом, — 9,9 претендента на одно место против 3,4 претендента в среднем по разным специальностям.

Численность штата зависит от объемов продаж автомобилей, при этом оптимизация персонала до сих пор отстает от уровня падения авторынка. С августа 2014 года по июнь текущего, исходя из данных АЕБ, продажи автомобилей сократились на 23,4%, а уволены были, по данным РОАД, не более 15% сотрудников дилерских компаний.

Владимир Моженков подтвердил РБК, что сокращения в сфере продаж и обслуживания машин продолжаются. При этом, уточнил он, если в начале текущего года дилеры увольняли работников, связанных с продажами автомобилей, сейчас сокращения перекинулись на сервисные центры. «Если рынок продолжит падение, новых увольнений не избежать», — добавил глава РОАД.

Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент