Общество, 07 авг 2015, 00:25

Надо жить играючи

Читать в полной версии
Фото: EPA

По оценкам консалтинговой компании PwC, в 2014 году доходы рынка видеоигр в два раза превысили доходы музыкальной индустрии. Как частному инвестору извлечь выгоду из игрового бума?

​В сентябре 2014 года компания Microsoft объявила о сенсационной сделке. Технологический гигант купил малоизвестную за пределами игрового рынка шведскую компанию Mojang AB за рекордную сумму $2,5 млрд. Для сравнения, в 2013 году российский банк ВТБ купил «дочку» шведского оператора связи Tele2 за $2,4 млрд. К тому моменту Mojang разработала всего лишь одну игру — Minecraft. У этой игры нет конкретных задач, игроки просто должны создавать любые объекты из элементов игрового мира — кубических блоков. За три года с момента запуска продажи на всех устройствах превысили 60 млн копий.

Успех Mojang не единичный случай. По оценкам консалтинговой компании PwC, годовой доход мировой индустрии видеоигр в 2014 году составил больше $70 млрд. Это почти в два раза больше, чем доход музыкального рынка, и всего на $15 млрд меньше доходов кинорынка. Со временем, уверяют авторы отчета Global entertainment and media outlook-2015–2019 разрыв будет сокращаться. Так, согласно данным еще одной исследовательской компании — Newzoo, среднегодовой темп роста индустрии видеоигр в период с 2015 по 2018 год составит 8%. Некоторые, например мобильные игры, будут расти еще быстрее — на 16%.

«Даже в России, несмотря на низкую игровую культуру, рынок растет», — отмечает руководитель проекта «Игры.mail.ru» Александр Кузьменко. По его оценке, в прошлом году объем рынка достиг $1,75 млрд. PwC в своем отчете оценивает российский рынок чуть скромнее — в $1,45 млрд. Тем не менее это уже больше, чем доходы российской киноиндустрии в 2014 году, — $1,4 млрд.

Может ли частный инвестор заработать на игровом буме

Рынок видеоигр — достаточно привлекательные инвестиции, уверен коммерческий директор образовательной компании «Лаборатория инвестиционных технологий» Виктор Борисов. «За прошлый год большинство акций крупных компаний сегмента росли», — рассказывает Борисов. Так, стоимость ценных бумаг американского издательства Electronic Arts за год прибавила 110%. Акции компании-разработчика и издателя Activision Blizzard за год выросли на 15%. «Сейчас игровой рынок похож на кино — растут бюджеты, растут обороты компаний», — отмечает Борисов.

Еще одним фактором в пользу покупки акций игровых компаний может стать их устойчивость к кризису. «В самый разгар кризиса индустрия развлечений хорошо себя показывает», — отмечает биржевой аналитик «Финама» Юлия Афанасьева. С ней согласен и Борисов. «Даже во время кризиса люди пытаются развлекать себя», — рассказывает он.

Во что вкладывать

Чтобы определить самые интересные компании на рынке, РБК обратился к самым продаваемым играм 2014 года в США, по версии компании изучения рыночной конъюнктуры NPD Group. В десятку лучших вошли по три игры Activision Blizzard и EA, а также игры Take-Two и Ubisoft. Кроме этого в списке как издатели отметились Sony и Microsoft. Эти компании производят игровые консоли PlayStation 4 и Xbox One. Полученный список компаний мы обсудили с экспертами и выявили лидеров роста прошлого года.

Среди мобильных разработчиков стоит выделить четыре компании: Namco, Gameloft, Glu Mobile и Zynga. Все они имеют хорошо продаваемые на рынке приложений игры, их продукты постоянно попадают в топы скачиваний как в Google Play, так и в App Store.

По какому принципу стоит формировать портфель

Ядром портфеля могут стать акции Activision Blizzard и EA. Первая компания владеет серией шутеров (от англ. shoot — стрелять) Call of Duty. По данным самого издателя, суммарные продажи игр этой франшизы с 2003 года составили $11 млрд. Кроме того, Activision Blizzard владеют одной из самых популярных многопользовательских онлайн-игр — World of Warcraft (WoW). В мире WoW 5,6 млн человек (по данным компании на август 2015 года) создают собственных персонажей, объединяются в сообщества и выполняют задания. Во втором квартале 2015 года доход компании, согласно публичной отчетности, вырос до $760 млн. Это на 15% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

У второй компании — EA — дела обстоят еще лучше. Чистая прибыль за 12 месяцев с 30 июля 2014 года выросла на $861 млн. Это в восемь раз больше, чем в прошлом отчетном периоде. Линейка игр компании пополнилась продолжениями проверенных франшиз — спортивными симуляторами FIFA 15 (футбол) и Madden NFL 15 (американский футбол), которые вошли в топы по продажам во всем мире, а также продолжением популярной ролевой фэнтези-игры Dragon Age. Не последнюю роль в улучшении показателей сыграл новый генеральный директор Эндрю Вилсон, который основательно взялся за мобильное направление.

Кроме того, интересно будут выглядеть в портфеле акции компаний-производителей игровых консолей — Microsoft и Sony. Японская компания продала уже 25,3 млн PlayStation 4, 3 млн — только за последний квартал. Microsoft продала лишь 1,5 млн консолей за тот же период, причем с учетом старой Xbox 360.

Внимательно стоит присмотреться и к мобильному рынку. Компании Zynga и Glu Mobile в 2014 году заработали $690 млн и $223 млн соответственно. Согласно отчету компании Zynga, две мобильных игры — Farmville 2 («Веселая ферма») и Zynga Poker — формируют 43% дохода. Главные игры Glu Mobile — адаптации киновселенных (RoboCop и Terminator Genisys: Revolution) и Kim Kardashian: Hollywood, которая предлагает игрокам построить свою шоубиз-империю. Своим доходом компании обязаны относительно новой модели продаж — free-to-play. Игрок может бесплатно установить игру на устройство, но, для того чтобы получить дополнительные возможности, он должен заплатить. «Обычно в сессионных играх вроде Warface (сетевой шутер), War Thunder (многопользовательский авиасимулятор) и World of Tanks (многопользовательский симулятор танковых боев) игрокам предлагают «премиум-подписку», благодаря которой можно быстрее продвигаться в игре и получать иные бонусы», — отмечает выпускающий редактор сайта о видеоиграх StopGame.ru Константин Тростенюк.

Не стоит проходить мимо азиатского рынка, советует директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. По данным Newzoo, азиатский рынок занимает 47% от общего рынка игр. Из этих $43,1 млрд 22,2 млрд относятся к китайской индустрии видеоразвлечений. Больше только у американцев — 23,8 млрд. «Стоит присмотреться к NCsoft и NetEase. Первая торгуется на корейской бирже, вторая — на NASDAQ», — говорит Колесов.

Когда вкладывать

Обычно игровая индустрия выпускает самые мощные продукты в период с сентября по декабрь.

Например, в октябре 2015 года на прилавках появятся продолжения к культовым франшизам Assassin’s Creed (симулятор убийцы разных эпох) от Ubisoft и Halo (шутер в жанре космической научной фантастики) для консоли Xbox One. В ноябре в продажу поступят игры Fallout 4 (ролевая игра в пост­апокалиптическом мире), новая Call of Duty и Star Wars Battlefront (шутер во вселенной «Звездных войн»).

«Очередной рост на рынке начнется как раз в это время, в конце года», — прогнозирует эксперт по рынку игр J`son & Partners Consulting Данила Стрелков. В теории август — удачное время для покупки бумаг игровых компаний.

Однако потенциальному инвестору перед покупкой стоит оценить ситуацию на валютном рынке, предупреждает Борисов из «Лаборатории инвестиционных технологий». По словам аналитика, слишком сильный доллар может навредить самим американским компаниям. «Продажа контента за рубежом будет приносить меньше прибыли в долларах», — объясняет он. Кроме этого стоит учитывать, что покупки российские инвесторы будут осуществлять в большинстве своем из рублевых активов. Что само собой скажется на конечной цене акции при дальнейшем росте американской валюты относительно рубля.

Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов