Минкомсвязь предложила блокировать страницы с «оправданием экстремизма»
Роскомнадзор сможет без суда ограничивать доступ к информации в интернете, содержащей «обоснование и оправдание осуществления экстремистской и (или) террористической деятельности». Такое предложение содержится в проекте поправок в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который опубликовало министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Действующий закон предполагает, что генпрокурор или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием о блокировке страницы, если на ней обнаружена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, участию в «массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». Блокировке без суда подлежат также информационные материалы иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательными.
В проекте предлагается включить в этот перечень информацию, содержащую «обоснование и оправдание осуществления экстремистской и (или) террористической деятельности».
Пояснительная записка к документу на сайте проектов нормативных правовых актов отсутствует.
РБК направил запрос в Минкомсвязь. В Роскомнадзоре РБК сообщили, что орган «не обладает правом законодательной инициативы, поэтому воздерживается от комментирования вопросов, связанных с готовящимися изменениями норм законодательства». Решения о блокировках принимает Генпрокуратура, напомнили в ведомстве.
Принятие поправок может расширить практику досудебных блокировок интернет-страниц, объяснил РБК директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. Он напомнил, что за оправдание терроризма сейчас действует уголовная ответственность; в соответствующей статье УК разъяснено, что оправданием терроризма можно считать «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».
«А статьи за оправдание экстремизма нет. В определении экстремистской деятельности тоже такого элемента, как оправдание, нет — только призывы. Поэтому в этой части произойдет расширение. Если сейчас человек говорит: «Давайте рисовать свастику на заборе», — это может быть рассмотрено как призыв к экстремистской деятельности. А вот утверждение, что рисовать свастики на заборе, может, и неплохо, — это частное мнение, которое по нынешним порядкам не экстремистское», — объяснил Верховский.
По его словам, включение «обоснования и оправдания» в формулировки закона об информации «на практике означает некоторое облегчение доказывания», что тот или иной материал подлежит блокировке. «Грань между призывом и неким позитивным отношением к экстремизму не всегда прослеживается. И чтобы упростить себе жизнь, власти предлагают считать основанием для блокировки и то и другое», — рассуждает директор «Совы».
Прогнозировать, насколько чаще страницы станут блокироваться, сложно, поскольку количество блокировок зависит скорее от активности прокуроров на местах, нежели от количества потенциальных объектов для блокировки, считает Верховский.
Количество блокировок возрастет, согласился в беседе с РБК правовой аналитик международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов. По его словам, получив новые полномочия, прокуроры будут обязаны отчитываться об их реализации, поэтому «рост будет однозначно».