Бонус — торговцам
У розничных сетей, над которыми нависла угроза отмены бонусов, появился влиятельный заступник: Минэкономразвития в пух и прах разнесло думские поправки к закону «О торговле».
Переписать или отозвать
Минэкономразвития в конце прошлой недели опубликовало отрицательную оценку регулирующего воздействия на законопроект, ужесточающий закон «О торговле» для торговых сетей. Источник в финансово-экономическом блоке правительства рассказал РБК, что это заключение станет основанием для серии согласительных совещаний Минэкономразвития и Минпромторга и может привести либо к полному пересмотру, либо к отзыву законопроекта из Госдумы.
Поправки, о которых идет речь, были приняты в первом чтении в мае этого года. В парламент их в январе внесла группа депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой. Авторы предлагают снизить максимальный разрешенный ретробонус (плату поставщика ретейлеру за достижение определенного объема продаж) с 10 до 3% поставки, запретить сетям получать любые другие выплаты от поставщика, а также сократить отсрочку платежей за товар: с 10 до 5 дней за скоропортящиеся товары, с 30 до 20 дней — за товары со сроком хранения до одного месяца, с 45 до 35 дней — за товары длительного хранения.
Свои «поправки на поправки» — проект изменений в законопроект Яровой — летом разместил для общественного обсуждения и Минпромторг. Он тоже направлен против сетей: в документе предлагается вообще запретить сетям требовать от поставщиков каких-либо вознаграждений (естественно, включая ретробонусы).
В заключении Минэкономразвития говорится, что сокращение бонусов ударит по самим поставщикам: оно лишит их инструмента конкуренции. Без бонусов торговые сети будут ориентироваться на заключение договоров только с крупными производителями, товар которых имеет стабильно высокий спрос. И для многих производителей вход в торговые сети станет практически невозможен. Пострадают небольшие хлебопекарни, кондитерские, производители полуфабрикатов и местные производители плодоовощной продукции. Сокращение бонусов и отсрочки оплаты в конечном счете ударят по потребителям, считает Минэкономразвития: сети, у которых вырастет цена закупки и стоимость оборотных средств, просто заложат свои потери в цену товара на полке. Министерство предлагает не вводить жесткие ограничения, заменив их элементами саморегулирования в сфере торговли с участием межотраслевого экспертного совета.
С выводами Минэкономразвития согласны и в аналитическом центре при правительстве (там обсуждение законопроекта проходило 29 июня 2015 года). В заключении центра (есть у РБК) говорится, что ни к увеличению присутствия отечественных товаров в торговых сетях, ни к росту числа мелких поставщиков, ни к более справедливому распределению «совместно создаваемой стоимости», ни к сдерживанию роста цен на продовольствие принятие законопроекта не приведет.
Дискуссия чиновников, депутатов и бизнеса продлится в понедельник, 7 сентября, на площадке Комитета гражданских инициатив, модерировать дискуссию будет глава комитета Алексей Кудрин. Ожидается, что в дискуссии примут участие чиновники Минпромторга и департамента торговли и услуг Москвы, а также представители сетей, бизнес-организаций и экономисты.
Сети против поставщиков
Представитель депутата Виктора Звагельского (один из авторов депутатских поправок) Татьяна Полякова рассказала РБК, что депутаты доработают поправки к законопроекту с учетом замечаний, высказанных Минэкономразвития: «Как точно изменится текст, пока сказать сложно. Но мы будем стараться учесть все замечания».
Поставщикам заключение Минэкономразвития, разумеется, не нравится. Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин уверен, что половину утверждений министерства можно оспорить, так как они далеки от реальности. «Например, в заключении говорится, что отказ от маркетинговых платежей приведет к тому, что мелкие производители не смогут продвигать свой товар, — говорит он. — Однако я считаю, что маркетинговых платежей в принципе не должно быть, так как это, по сути, навязывание товара потребителю. Если товар хороший, он и так попадет на полку. А если производитель благодаря финансовому ресурсу будет продвигать плохой товар, пострадает потребитель».
Сетям заключение Минэкономразвития, разумеется, нравится. Член президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев считает, что в нем много справедливой критики. «Механизм ретробонусов возник не на пустом месте: это система поощрения торговли за эффективное продвижение товаров, — говорит он. — Если убрать бонусы, сети начнут поднимать цены, чтобы в них спрятать риски последующих скидок».
Представитель одной из крупнейших продуктовых сетей считает, что, если поправки к законопроекту будут приняты, увеличения конечной стоимости товаров не избежать: «Это базовая проблема, и хорошо, что Минэкономразвития начало это понимать».
Основными регуляторами торговли на рынке должны быть конкуренция и антимонопольное законодательство, а другое вмешательство в рыночные процессы менее эффективно, полагает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.