Общество, 07 окт 2015, 00:25

Пляж Алекперова

Читать в полной версии
Фото: Михаил Грушин/ТАСС

Почти гектар земли в Серебряном Бору, арендуемый Вагитом Алекперовым, лишен статуса особо охраняемой природной территории. После завершения всех процедур президент ЛУКОЙЛа сможет при желании приватизировать участок.

​Охрана не нужна

В минувшую пятницу, 2 октября, на сайте госзакупок появилась информация о заключенном госконтракте на актуализацию сведений «о территории с особыми условиями использования «Памятник природы Серебряный Бор». Речь идет о лишении более чем 2 га в Серебряном Бору статуса особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Решение об исключении этой земли из списка особо охраняемой было принято 30 июня 2015 года постановлением мэрии Москвы. В мэрии подчеркивали, что общая территория парка не пострадает, поскольку особый статус будет присвоен другим участкам площадью 2,8 га.

В пресс-службе департам​ента природопользования и охраны окружающей среды Москвы необходимость снятия особого статуса объяснили тем, что до сих пор в охраняемую территорию «были включены в том числе участки сторонних пользователей [дачная и индивидуальная застройка], что накладывало ограничения на их хозяйственную деятельность».

Почти половина земли (0,97 га), которую до конца года будут выводить из-под статуса ООПТ, находится в долгосрочной аренде у президента нефтяной компании ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова — РБК это выяснил, запросив в феврале 2015 года выписку ЕГРП на участок с соответствующим кадастровым номером. Согласно данным публичной кадастровой карты, земля в северо-западной части Серебряного Бора, большая часть которой — пляж на берегу реки Москвы, Алекперов арендует вплоть до 11 июля 2052 года. Информацию о том, что этот участок арендует Алекперов, РБК подтвердили в пресс-службе департамента городского имущества Москвы.

Эта земля — не единственная, которую арендует Алекперов в Серебряном Бору: по данным ЕГРП, в пользовании у него находятся еще два участка общей площадью более 1,5 га с двумя домами — 1,1 тыс. кв. м и 478 кв. м. В конце 2013 года «Ведомости» писали, что Алекперов, как и другие топ-менеджеры ЛУКОЙЛа​, стали жителями Серебряного Бора в 1999 году, выкупив бывшие дачи управделами президента. По данным газеты, часть земли в Серебряном Бору уже находится в собственности у Алекперова, а также у совладельца нефтяной компании Леонида Федуна и экс-гендиректора Сергея Кожевникова. Среди их соседей владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков, владелец группы «Ташир» Самвел Карапетян и другие бизнесмены.

Представитель ЛУКОЙЛа, владельцем которого является Алекперов, отказался от комментариев о том, принадлежат ли охраняемые участки Алекперову и какие у него теперь планы на эти земли.

Пляж можно приватизировать

Принятию постановления правительства Москвы от 30 июня 2015 года предшествовали публичные обсуждения, прошедшие в районе Хорошево-Мневники (Серебряный Бор относится к этому району). Против снятия статуса ООПТ с ч​​асти территорий тогда выступали члены партии «Яблоко». В марте активист партии Сергей Менжерицкий заявлял, что основная цель снятия особого статуса в том, чтобы дать возможность приватизировать эту землю.

Юрист компании «Юков и партнеры» Марина Краснобаева указывает, что на землях, имеющих статус особо охраняемых природных территорий, «нельзя ничего строить, производить, добывать какие-либо полезные ископаемые. Фактически можно распоряжаться земельным участком в том виде, в каком он есть». После лишения земли особо охраняемого статуса человек, у которого она находится в долгосрочной аренде, получит право изменить вид разрешенного использования и, например, застроить участки, говорит партнер практики «Недвижимость и строительство» компании Goltsblat BLP Виталий Можаровский: «После того как участок будет застроен, его арендатор сможет оформить его в собственность», — добавляет он.

После смены статуса существенно увеличивается стоимость земли, подчеркивает генеральный директор «Гео Девелопмент» Максим Лещев. «Пока земля в Серебряном Бору носит статус особо охраняемых природных территорий, права долгосрочной аренды стоят около $15 тыс. за сотку, — говорит он. — После того как она переводится в статус земель населенных пунктов, ее стоимость может вырасти до $200–300 тыс. за сотку».

Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла