Общество, 07 ноя 2013, 01:05

Tesla не хватило батарейки

Читать в полной версии
Фото: BLOOMBERG

Калифорнийский производитель люксовых электрокаров компания Tesla Motors, которую многие называют Apple от автопрома, столкнулась с проблемами, как ранее и производитель iPhone. Бумаги компании рухнули на 16% на открытии торгов в среду после того, как стало известно, что дефицит литиево-ионных батарей ставит под угрозу планы ее развития. До этого акции Tesla подорожали с начала года в пять раз.

Tesla сообщила, что в третьем квартале ее выручка составила 603 млн долл. против 50 млн долл. годом ранее, когда она только вывела на рынок свой люксовый электроседан Tesla Model S. В июле―сентябре компания поставила своим клиентам, среди которых Кэмерон Диаз и Бен Аффлек, 5,5 тыс. автомобилей. Однако это оказалось меньше ожиданий аналитиков, которые доходили до 7 тыс. машин. Чистый убыток компании, названной в честь знаменитого изобретателя, составил 38 млн долл., почти втрое меньше 110,8 млн годом ранее. Однако без учета ряда факторов прибыль компании составила 12 центов на акцию, превзойдя прогнозы аналитиков в 10 центов на бумагу.

Причиной, по которой Tesla поставила меньше автомобилей, чем даже прогнозировала сама, стал дефицит литиево-ионных аккумуляторных ячеек, из которых она собирает батареи для своих седанов. «Нас ограничивают производственные моменты, а не спрос. И мы прикладываем все силы, чтобы улучшить производство», ― заявил основатель и глава Tesla миллиардер Элон Маск. В сентябре компания подписала соглашение с Panasonic, которая в ближайшие четыре года поставит 1,8 млрд ячеек, что, по словам Элона Маска, должно устранить дефицит в краткосрочной перспективе. Однако батареек все равно будет недостаточно, так как к 2017 году Tesla намерена вывести на рынок бюджетный электромобиль стоимостью 35 тыс. долл. (против 70―100 тыс. долл. за Model S). Чтобы решить проблему с батареями, Tesla рассматривает возможность строительства в США гигантского завода, отметил г-н Маск.

Акции компании после открытия торговой сессии в среду рухнули на 16%, до 148 долл. До этого бумаги компании с начала года подорожали впятеро на волне успеха Model S. Компания, которая почти за десять лет существования получила квартальную прибыль лишь однажды, еще в начале этой недели стоила больше 20 млрд долл. Инвесторы оценивают Tesla, планирующую продать в этом году 21,5 тыс. электрокаров, дороже, чем Fiat, который выпустил за январь―сентябрь 3,34 млн автомобилей. «Мне кажется, что у нас довольно высокая оценка, более высокая, чем мы смеем заслуживать», ― признал в конце октября сам Элон Маск, добавив, что в будущем хочет, чтобы компания оправданно стоила еще больше. «Рeзультаты вкупе с более медленным увеличением поставок Tesla S укрепляют нас во мнении, что в последние несколько месяцев Tesla дорожала слишком сильно и ее более адекватная стоимость 141 долл. (за акцию)», ― отметил в своем отчете аналитик Barclays Брайан Джонсон.

Эксперты полагают, что Tesla начинает страдать «синдромом Apple». «Люди уже привыкли, что Tesla их приятно удивляет, поэтому, когда этого не происходит, появляется разочарование. У компании все хорошо, но многие воспринимают это как провал, учитывая, что ранее в этом году у них все шло просто прекрасно», ― отметил Bloomberg аналитик Kelley Blue Book Карл Брауэр. Недавно Tesla наняла вице-президента Apple Дага Филда, который начал карьеру в бизнесе инженером Ford, а также разрабатывал последние MacBook. Он будет возглавлять разработки новых моделей Tesla, среди которых будет электрический кроссовер. А неделю назад аналитик Berenberg Bank Андаан Ахмад заявил, что у Apple и Tesla так много общего, что производитель iPhone просто обязан купить Tesla и заняться еще и выпуском автомобилей.

Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей