Общество, 07 ноя 2014, 00:25

Самолеты приземляют в России

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Российские авиакомпании регистрируют свои самолеты за рубежом, из-за чего за последние 2,5 года они недоплатили в бюджет около 145 млрд руб., подсчитали аудиторы Счетной палаты. Обновление парков перевозчиков иностранной техникой возможно только на таких условиях, говорят эксперты.

Пролет над бюджетом

Аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин подсчитал, что авиакомпании все меньше и меньше платят в федеральный бюджет, говорится в опубликованном вчера отчете СП. В 2013 году перевозчики заплатили 8,9 млрд руб. таможенных пошлин, что на 56% ниже, чем в 2012 году. За первое полугодие 2014 года перевозчики внесли на счета ФТС 2,8 млрд руб. – 17,3% от показателя 2012 года. По подсчетам аудитора, это связано с тем, что перевозчики за последние 2,5 года ввезли в Россию по временной схеме без уплаты таможенных платежей 230 самолетов на общую сумму 225,7 млрд руб. Самолеты так и остались зарегистрированными в иностранных офшорах, говорится в отчете.

Число иностранных самолетов в парке отечественных авиакомпаний только растет. В 2012 году их доля составила 76,8% от всего количества ввезенных судов, в 2013 году этот показатель был 71,3%, в первом полугодии этого года в отечественных авиакомпаниях эксплуатировалось 82,9% иностранных самолетов. По данным Государственного НИИ гражданской авиации, на сентябрь 2014 года парк воздушных судов российских авиакомпаний состоял из 2318 самолетов и вертолетов, доля воздушных судов зарубежного производства составляет 69%. «Применяемый подход по регистрации воздушных судов в офшорных юрисдикциях приводит к непоступлению в федеральный бюджет целого ряда платежей, таких как НДС с лизинговых платежей, налог на имущество, налог на доход лизингодателя, поскольку он зарегистрирован в иностранном государстве», – отмечает аудитор Сергей Штогрин, его слова передает пресс-служба Счетной палаты.

По итогам проверки коллегия Счетной палаты приняла решение направить представление в Федеральную таможенную службу, информационное письмо в правительство России и Следственный комитет. Получить информацию по получению ФТС представления Счетной палаты РБК не удалось. Официальный представитель Минтранса отметил, что представлений, обращений по итогам рассмотрения отчета в Минтранс России не поступало.

Откуда взялись льготы

Некоторые перевозчики начали пользоваться льготами еще в 1994 году. Именно тогда появилось первое постановление правительства об освобождении от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов сроком на пять лет и на запасные части. Этим постановлением воспользовались авиакомпании «Аэрофлот» и «Транс­аэро», затем перевозчик заключил инвестиционное соглашение, по которому пошлины не платились еще пять лет.

В 2010 году комиссия Таможенного союза приняла решение об освобождении от уплаты платежей сроком на пять лет воздушных судов иностранного производства, ввозимых по договорам лизинга до июля 2015 года. Беспошлинно ввозились самолеты вместимостью более 300 человек и не более 50 человек и массой более 120 000 кг и самолеты, не оснащенные грузовой рампой, с максимальной взлетной массой более 370 000 кг. В 2014 году система пошлин изменилась: теперь авиакомпании беспошлинно могут ввозить до 1 января 2017 года и пользоваться самолетами до 2021 года вместимостью 50–110 кресел и 170–219 кресел.

К остальным воздушным судам применяется импортная пошлина в размере 20%. Также при ввозе на территорию России воздушных судов надо уплатить НДС в размере 18%.

Борьба с офшорами

Бороться с иностранной регистрацией самолетов в российских авиакомпаниях в начале 2013 года начал глава Росавиации Александр Нерадько. На слушаниях в Государственной думе он сообщил депутатам: «Настал период, чтобы все подумали о том, чтобы все суда иностранного производства регистрировать в российском реестре и сформировать отечественную систему поддержания летной годности. Необходимо ставить этот вопрос и решать».

Освобождение от уплат ввозных таможенных пошлин было введено в рамках Таможенного союза, вспоминает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. «Это вопросы межгосударственного уровня, но у Счетной палаты может быть свое мнение, и заставить платить таможенные пошлины авиакомпании вряд ли получится», – признает эксперт. По его словам, введение ввозных пошлин не помогло отечественному авиапрому и сильно замедлило развитие гражданской авиации.

«Подавляющая часть самолетов приобретается российскими перевозчиками в лизинг и получают при этом зарубежную регистрацию в силу того, что ликвидность объекта лизинга – самолета при регистрации в России значительно снижается. Поэтому заставить иностранных лизингодателей ставить на учет самолеты в российский реестр пока не представляется возможным», – отмечает представитель лизинговой компании «Ильюшин финанс и Ко» (компания специализируется на поставке в лизинг отечественной авиационной техники).

Представители московских офисов Boeing и Airbus не стали комментировать перспективы российского рынка при возвращении таможенных пошлин, переадресовав вопросы к авиакомпаниям.

Официальные представители авиа­компаний «Аэрофлот» и «Сибирь» не смогли прокомментировать последствия отчета по проведенной проверке Счетной палаты. «Это не относится к компетенции менеджмента перевозчика», – сообщили в «Аэрофлоте».

«Сопоставлять упущенную выгоду или неполучение бюджетом налогов и налоги выплаченные это неверно. Если бы эти пошлины были, то самолеты в том количестве и этих производителей не были бы ввезены, а следовательно, налоги не были бы уплачены. Это слишком формальный подход для того, чтобы было правильным», – говорит заместитель гендиректора «Региона» Анатолий Ходоровский.

Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Что такое «мусорная» ДНК и почему она не так бесполезна, как кажется
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ