Общество, 07 дек 2006, 20:20

Книги в России существенно подорожают

В 2006 году участники книжного рынка прогнозируют, что число выпущенных в стране книг, брошюр и прочей продукции преодолеет исторический рубеж в 100 тыс. наименований. В 2005 году этот показатель составил около 95 тыс. Темпы роста рынка, по различным данным, несколько последних лет держатся на уровне 10-20%, и в денежном выражении ежегодный оборот составляет 1,5-2 млрд долл.
Читать в полной версии

Однако отечественное книгоиздание сталкивается с серьезными трудностями. Среди основных факторов, которые негативно влияют на динамику развития российского книжного рынка, эксперты выделяют слабую маркетинговую стратегию издательств и дистрибьюторов по продвижению продукции к покупателю, а также неразвитость торгово-розничной региональной сети при ее оправданно высокой концентрации в центральных областях страны. Почти 70% книжного рынка России сосредоточено в Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.

Это ведет к кризису перепроизводства, сокращению тиражей, низкой рентабельности и непрозрачности рынка и, как следствие, почти полному отсутствию серьезных инвестиций в отрасль, как отечественных, так и зарубежных. Из-за отсутствия рекламной стратегии продвижения сокращается число потребителей, несмотря на относительный рост благосостояния россиян и увеличение их покупательной способности. Накапливаются книги в товаропроводящих сетях - на складах издательств, магазинов, оптовых компаний. В России, по различным оценкам, в среднем один книжный магазин приходится на 60 тыс. человек, тогда как в развитых европейских странах - на 10-15 тыс. Если во всех регионах страны россияне получили бы доступ к книжным прилавкам в полном объеме, то это, по прогнозам экспертов, привело бы к почти двукратному увеличению рынка.

В то же время, по мнению генерального директора компании «Топ-Книга» Георгия Лямина, нельзя сказать, что ситуация однозначно пойдет по пути снижения объема книжного рынка. Многое сейчас будет зависеть от того, каким образом книгоиздательский и книготорговый мир повернется к насущным проблемам и решит их. «Когда мы смотрим на насыщенные зарубежные рынки, например, американский, то он ежегодно растет и в численном выражении, и физическом, - сказал эксперт в эфире телеканала РБК в программе «В фокусе». - И это результат подхода к книге как к товару, когда издательство закладывает в стоимость маркетинговый бюджет на продвижение – рекламу в прессе, на телевидении и т.д.»

Впрочем, если заложить в книгу маркетинговый бюджет, то ее стоимость вырастет до зарубежного уровня. А по данным агентства DISCOVERY Research Group, в странах Европы средняя цена на книгу составляет 15 долл., в Восточной Европе - 6-8 долл., в то время как в России - около 3 долл. Считается, что высокая цена поддерживает иностранные книжные рынки и дает возможность безбедно существовать книгоиздателям и книготорговцам, а читателям - получать достойный продукт.

Интересно, что низкую по сравнению с заграничной стоимость отечественных книг эксперты называют недостаточной, тормозящей развитие книжного бизнеса в России и не усматривают прямой связи между благосостоянием населения и ценами на продукцию. Прогнозируется, что в ближайшие несколько лет в РФ стоимость книг продолжит увеличиваться и дорастет до уровня цен Восточной Европы. По мнению генерального директора интернет-магазина Books.ru Александра Галунова, все больше будет оставаться книг, которые сами потребители воспринимают как товар, а их информационная, интеллектуальная составляющая будет уменьшаться.

Книга, какой мы ее знали 10-20 лет назад, постепенно уйдет, говорит эксперт, как уходит она на Западе. Спрос на бестселлеры в России сейчас в основном определяется модой. Появляются издания, которые благодаря агрессивному маркетингу, рекламе или киноиндустрии становятся модными, и люди их покупают, особенно не задумываясь, что там написано, - просто это все читают. Кроме того, на «бумажный» книжный рынок активно влияют различные электронные носители. В результате число потребителей, скачивающих литературу через Интернет, увеличивается, а число читателей, покупающих книги в магазинах, уменьшается. Пока, правда, в РФ доступа к книгам намного больше, чем к Интернету, особенно в регионах. Кроме того, появление печатной продукции в Сети даже становится своеобразным маркетинговым ходом, причем бесплатным для издателей, распространителей и авторов. Зафиксированы случаи, когда подозрительный «слив» нового текста популярного писателя в Сеть поднимал его продажи в книжных магазинах.

Тем самым электронные носители объективно стимулируют книжный рынок, поскольку большинство читателей все же в своих предпочтениях консервативны и ориентируются на традиционные удобства обычной книги. Так, генеральный директор «Топ-Книги» Георгий Лямин считает, что скачанные тексты не заменят обычных книгих, а, скорее, будут их дополнять, и можно говорить о совокупном рынке электронных и бумажных носителей, который будет расти. Но в некоторых информационных узкоспециальных нишах, например компьютерной литературы, Интернет постепенно отнимает потребителей. Эксперты ожидают сильное снижение продаж бумажных книг в области технической и специальной литературы в странах Запада примерно в 2012-2015 годах. Хотя в России этот процесс может отсрочиться на 3-5 лет.

Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
4 сценария применения YandexGPT в работе айтишника с примерами промптов
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется