Общество, 08 фев 2008, 12:22

Россияне предпочитают курить дорогие сигареты

С новыми правилами взимания табачного акциза, когда проценты рассчитываются не из отпускной цены на сигареты, как это было раньше, а из максимальной розничной цены (МРЦ), снижения продаж сигарет не произошло. Российский рынок сигарет вырос на 1,5% в натуральном (абсолютном) выражении.
Читать в полной версии

При этом продажи сигарет в среднем и высоком ценовом сегменте продемонстрировали высокую динамику, что связано как с ростом цен на дешевые сигареты, так и с увеличением уровня жизни населения.

МРЦ больнее всего ударил по низкоценовому сегменту сигарет (с фильтром и без): средняя цена на них выросла на 17% против увеличения цен на 3,5 – 5% в высокоценовых сегментах. Это, естественно не могло не сказаться на структуре рынка, в частности доля сигарет премиум-сегмента выросла почти до 17%, среднеценовой сегмент достиг 26%. Такие данные представил в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" генеральный директор компании "Бизнес-аналитика" Андрей Стерлин.

Представители табачного бизнеса считают, что государство выбрало правильную модель изменения ставок акцизов. "Налоговое бремя, которое мы имеем в виде акцизов, позволяет нам избежать массы проблем, которые есть в других странах, где акцизы выше. На сегодня объем нелегальной торговли сигаретами не превышает 1%", - говорит управляющий по коммуникациям JT International Анатолий Верещагин. При этом продавцам была дана возможность изменять цену раз в месяц. Однако такие повышения коснулись единичных марок сигарет и происходили максимум 2-3 раза за год, а большая часть розничных точек продавала сигареты не дороже, чем указано на пачке. По данным экспертов, в течение года цены на сигареты росли медленнее, чем инфляция. Это говорит о том, что от 50 до 90% торговых точек по стране соблюдают МРЦ. Однако не стоит забывать, что с декабря 2006г. по начало 2007г. цены выросли скачкообразно на большинство сигарет на 10-15%.

Участники рынка признают, что в 2008г. конкуренция обострится в верхнем ценовом сегменте сигарет. Как показывает опыт прошлого года, потребители переходят на более дорогие марки, соответственно, производители будут бороться за этого потребителя. "Весь прошлый год мы работали над тем, чтобы адаптировать наш ассортимент к меняющимся вкусам совершеннолетних курильщиков как с точки зрения технологических инноваций, конструкции самих сигарет, их упаковки, так и в сторону более легких и мягких табачных вкусов", - дополняет управляющий по связям со СМИ "Филип Морис Сэйлз энд Маркетинг" Ирина Бахтина.

Отметим, что сегодня лидерами табачного рынка России являются JTI, Philip Morris, BAT, Imperial Tabacco. После слияния JTI слияние с Gallaher доля объединенной компании превысила 35%, практически на 10% опередив прошлого лидера рынка Philip Morris (по данным компании "Бизнес аналитика", их доля рынка 26,6%). Однако компания лидирует по прибыли. Почти 34% всех средств, которые курильщики тратят на сигареты в России, приходится на сигареты производства "Филип Морис".

Это свидетельствует о том, что органический рост рынка закончился. Теперь увеличить долю на рынке можно за счет слияний и поглощений. Например, в качестве такого актива рассматривается "Донской табак". "Теоретически это единственное, что может сейчас заинтересовать. Только в том случае, если BAT приобретет "Донской табак", у которого 5-процентная доля рынка, тогда он может сравняться с Philip Morris по объемной доле", - констатирует А. Стерлин.

В итоге отметим, что прогнозы экспертов в отношении табачного рынка в России вполне оптимистичны, сообщая о том, что темпы прироста объема рынка табачных изделий (сигарет) сохранятся на уровне 1-1,5% в год. В основном за счет увеличения доли курильщиков среди мигрантов. Вероятно, что производство сигарет сохранится на уровне 410-420 млрд штук в год, из которых порядка 20-30 млрд сигарет отправляется на экспорт.

Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов