Общество, 08 фев 2008, 18:53

Россияне считают, что в 2008 году цены стали расти быстрее

Две трети россиян (63%) считают, что после Нового года цены на продукты питания в их городе (селе) стали расти быстрее, чем в декабре 2007г. К такому выводу пришел фонд "Общественное мнение" (ФОМ) по итогам опроса россиян.
Читать в полной версии

При этом твердо уверены в ускоренном росте цен 35% респондентов, 28% - скорее уверены.Еще 22% опрошенных сказали, что продукты дорожают примерно так же, как и раньше. Замедление темпов роста цен отметили лишь 4% россиян.

Наиболее определенно о подорожании продуктов питания говорят пожилые люди (43% среди опрошенных) и люди с малым достатком (39%). Жители столицы и мегаполисов более оптимистичны в своих оценках ситуации: среди них доля полагающих, что цены в новом году растут не быстрее, чем в декабре прошлого года, составила 30-31%.

Отвечая на аналогичный вопрос в октябре 2007г., повышение цен тогда отметили больше респондентов, нежели сейчас - 78%. Возможно, такая динамика отражает реальную ситуацию, отмечают в ФОМ. Однако не исключают возможности, что предпраздничное подорожание, сопутствовавшее массовым предновогодним закупкам, могло сделать менее заметным последующее повышение цен.

Участников опроса спросили, считают ли они, что российское правительство делает все возможное для сдерживания роста цен на продукты питания. Лишь 6% ответили на этот вопрос утвердительно. Практически равные доли респондентов отметили бездействие правительства (39%), либо недостаточность его действий (38%).

Интересны также и другие данные ФОМ, согласно которым, две трети россиян (66%) вынуждены с той или иной частотой отказываться от ряда продуктов из-за их дороговизны, только треть респондентов (32%) не ограничивают себя в потреблении повседневных продуктов питания.

При этом около четверти респондентов, экономящих на еде, отметили, что снижают расходы за счет отказа от молочных продуктов (25% от экономящих), свежих овощей (24%), свежей и мороженой рыбы, а также рыбной гастрономии (26-27%). Еще 22% упомянули в этой связи замороженное мясо. Любопытно, что о необходимости ограничивать в целях экономии потребление алкогольных напитков (в том числе пива) сказали лишь 6% от всех участников опроса, отметили в ФОМ.

Респондентам также был задан вопрос о том, какие из повседневных продуктов питания им "по карману". Чаще всего в списке этих продуктов назывались хлеб, соль, сахар, крупы и макаронные изделия (могут без проблем покупать перечисленные продукты от 74% до 88% опрошенных). Несколько реже респонденты называли такие продукты, как яйца, молоко, мука. К третьей по доступности группе можно отнести птицу (49%), молочные и мясные продукты (48 и 43% соответственно), рыбу (38%), а также конфеты и кондитерские изделия (40%), свежие фрукты, овощи и соки (32-37%). Остальные продукты, включая свежее и свежезамороженное мясо, мясные и овощные консервы, рыбную гастрономию и др., упомянули менее 30% опрошенных.

Участников опроса, сказавших, что им приходится экономить на продуктах питания, спросили, какие именно продукты они хотели бы покупать регулярно, но не могут себе этого позволить. В числе наименее доступных оказались свежее мясо (об этом сказали 47% опрошенных) и мясопродукты (32%). На свежих фруктах сейчас экономят 40% опрошенных.

Опрос населения проводился в 100 населенных пунктах 46 областях, краях и республиках России 2-3 февраля 2008г. Опрошены 1,5 тыс. респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Pro
ChatGPT вместо 70 тыс. индийцев: как ИИ разрушил бизнес Chegg
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Аттестация без негатива, обид и страха: 10 правил оценки персонала
Pro
Серая футболка, Dior и костюм стюардессы: зачем миллиардеры так одеваются
Pro
Как жены и мужья рушат карьеры своих вторых половин
Pro
«В постоянном поиске». Как импортеры решают проблемы с платежами за рубеж
Pro
Как малоизвестный китайский производитель смартфонов покорил рынок Африки