Общество, 08 фев 2013, 01:05

«Один класс не может развиваться в отрыве от остальных»

Читать в полной версии
Фото: Актив ПРО Рейсинг

Гоночный класс MitJet («МитДжет»), в котором участвуют маленькие машины, внешне повторяющие современные производственные образцы всемирно известных автомобильных брендов, обязан своим появлением скандалу, который произошел не так давно в Америке во время мирового финала популярной американской гоночной серии Legends. Ее участник французский гонщик Жан-Филипп Дайро показал лучшее время в квалификационном заезде, но выяснилось, что его машина была на несколько килограммов легче, чем требуется. Француз оказался дистрибьютором Legends в Европе, однако этот факт никак не по­влиял на решение судей: результат пилота был не засчитан. Разругавшийся с организаторами эвента Дайро покинул соревнования и заявил, что уничтожит Legends в Европе. Вернувшись на родину, он в 2007 году создал автомобили MitJet, которые по своим габаритам и техническим характеристикам очень схожи с Legends, но имеют совершенно иной внешний вид («Легенды» используют дизайн американских автомобилей 1930—1940-х годов). О перспективах и продвижении российской серии MitJet корреспондент РБК daily ДМИТРИЙ ПАНОВ побеседовал с ее руководителем РУБЕНОМ ШУМЕЕВЫМ.

ПЕРЕХОДНАЯ МОДЕЛЬ

— Почему вы решили организовать гонки на этих машинах в России?

— Несколько лет назад я должен был участвовать в мировом финале Legends в Лас-Вегасе, но так вышло, что не смог туда поехать. Тогда мой товарищ прислал мне ссылку на сайт про «МитДжеты» и подписал ее: «Такие бывают «Легенды». Меня это заинтересовало, я поехал во Францию и, поездив там на «МитДжете», понял, что в «Легенды» уже не вернусь. Так мне понравился автомобиль по управляемости.

«МитДжеты» построены по спортивным законам, а «Легенды» — по законам шоу-бизнеса. У «Легенд» бамперы сделаны из железной трубы, боковые подножки — из металла. Класс «Легенд» интересный, его зрители приходят посмотреть, как машины сталкиваются, выталкивают друг друга. Это что-то между гонками на выживание и нормальными кольцевыми заездами. А на «МитДжете» любое касание может заставить пилота покинуть трассу, поэтому нужно достаточно аккуратно управлять автомобилем. Опыт, полученный на «МитДжете», можно перенести в большой автоспорт. А опыт езды на «Легенде» дальше будет сложно применить.

Ситуация в российском автоспорте складывалась таким образом, что некоторые этапы, необходимые для нормального роста гонщика, сегодня отсутствуют. Сейчас есть зарождающийся прокатный картинг. Если посмотреть, какое количество картинг-центров в Европе и России, то мы увидим, что у нас их просто нет. Прокатный картинг — это первый шаг будущего пилота в автоспорт. Затем, если человек увлекся, он начинает тренироваться под руководством тренера и выступать в команде на соревнованиях. Профессиональный картинг развит в России достаточно хорошо и имеет несколько ступеней для роста пилота.

— Профессиональный, когда пилот получает деньги?

— Нет. Я имею в виду, когда пилот получает звания. Например, становится мастером спорта и начинает ездить как профессионал. Автоспорт — очень дорогой вид спорта, в нем невозможно самому все финансировать. Если посмотреть на историю мировых звезд, то так или иначе они начинали с того, что их финансировали родители или кто-нибудь из близких. А потом, когда они уже выходили на более высокий уровень, появлялись спонсоры.

В российском автоспорте очень большой разрыв между профессиональным картингом и профессиональным кузовным кольцевым автоспортом, потому что их бюджеты очень сильно разнятся. Бюджет в картинге составляет около 35—50 тыс. евро в сезон. Бюджет в профессиональном автоспорте — это где-то от 100 тыс. до 500 тыс. евро в сезон. Кроме того, чтобы перейти от картинга к кольцевым гонкам, будет правильно совершить еще несколько шагов. Эти шаги могут помочь сделать такие машины, как «МитДжеты».

— Но у нас же есть пилоты, которые сразу после карта сели за руль нормальных кузовных машин.

— Во-первых, есть немало обеспеченных пилотов, которые могут позволить себе сделать этот шаг. Во-вторых, сегодня в российском кольцевом автоспорте 30—40% пилотов накапливали опыт во времена, когда был СССР. А при нем автоспорт очень сильно поддерживался государством. Была организация ДОСААФ. Она имела монополию на выдачу прав, но несла социальную нагрузку. При каждом клубе этой организации существовала авто- или мотоспортивная секция. И любой житель страны мог прийти в нее и заниматься относительно бесплатно. Да, государство не обеспечивало на 100%. Нужно было что-то докупать за свои деньги. Например, экипировку. Но была база.

— Какой бюджет для участия в «МитДжете»?

— Бюджет сопоставим с участием в картинге. Это позволяет пилоту из картинга почти с тем же бюджетом переходить в кузовной автоспорт. «МитДжет» — это тот необходимый гоночный класс, который, с одной стороны, очень демократичный, а с другой — дает возможность набраться опыта, чтобы сделать следующий шаг.

У «МитДжета» мощный надежный японский двигатель от мотоцикла объемом 1300 куб. см и минимальный вес гоночной конструкции, что обеспечивает большую энерговооруженность, то есть отношение килограмма веса к количеству лошадиных сил. 135 л.с. на 520 кг эквивалентно примерно 300 л.с. на тонну. То есть «МитДжет» имеет такую же энерговооруженность, как Ferrari или Porsche. Но стоит во много раз меньше.

— Сколько он стоит?

— Новая машина с двигателем 1300 куб. см стоит 35 тыс. евро. Цена подержанной начинается примерно от 26 тыс. евро. Но в автогонках очень важно, сколько расходуется на эксплуатацию гоночной техники. Например, сезонная эксплуатация машины в «кольце» стоимостью 200—250 тыс. евро обойдется в 300—350 тыс. евро. Покрышки, ребилд мотора, трансмиссии, ремонт кузова, замена тормозов и прочего — это их постоянная расходная часть.

В «МитДжете», как и в «Легендах», используется обычная дорожная резина. А ведь 30—40% бюджета за сезон тратится на колеса. Скажем, для участия в кузовном классе «Туринг Лайт» или «Туринг» только на один уикенд необходимо иметь шесть покрышек, каждая из которых стоит 12—15 тыс. руб. В «МитДжете» за сезон можно использовать не более шести покрышек. Одна такая шина стоит 4,5 тыс. руб., ее можно купить в обычном магазине.

«МитДжет» имеет очень много деталей от серийных машин, которые стоят в разы дешевле, чем запчасти для гоночных. Малый вес автомобиля позволяет этим деталям выдерживать гоночные нагрузки. Из-за маленького веса автомобиль несложно и транспортировать. Для этого можно использовать прицеп, масса которого с грузом не превысит 750 кг. А это значит, что не потребуются права с дополнительной категорией Е. Потом «МитДжет» сам по себе достаточно прост, поэтому для его содержания не требуются высокопрофессиональные механики, что составляет львиную долю в бюджете.

— Где можно купить такую машину?

— Машины, которые участвуют в российском чемпионате, приобретаются только через авторизованного дилера — нашу компанию «Актив-ПРО Рейсинг». Их производит французская инжиниринговая компания, которая также выпускает машины для Andros Trophy. Концепция «МитДжета» взята из этой гоночной серии. Если с него снять кузов, то мы увидим нечто, напоминающее багги. У всех машин одинаковая начинка. Оформляя заказ на покупку, выбираешь только стиль кузова. Их восемь вариантов.

В этом году у нас появится еще одна серия «МитДжет» с 2,0-литровым 235-сильным двигателем и весом 700 кг. Они были разработаны в прошлом сезоне и уже пользуются популярностью в Европе. Это, можно сказать, полноценные спорткары. Там стоит автомобильный двигатель и раллийная кулачковая коробка передач. На этой машине можно выступать в спринтерской и часовой гонке GT Open, поскольку туда допускаются автомобили с объемом двигателя от двух литров.

— У 1,3-литровых «МитДжетов» возможности настроек большие?

— Там все настройки, необходимые для гоночного автомобиля. Это корректировка развала-схождения колес, амортизаторов, давления в шинах, аэродинамического спойлера.

— Каков бюджет участия на двухлитровом «МитДжете»?

— Новый такой автомобиль стоит во Франции 41 тыс. евро, здесь — 50 тыс. евро. Через три года его можно продать за 30 тыс. евро. Затраты на участие в одном уикенде составят около 100 тыс. руб. Семь этапов — это 700 тыс. руб. Но есть еще расходы на тренировки.

«НЕТ ПРЕДПОСЫЛОК, ЧТОБЫ АВТОСПОРТ РАЗВИВАЛСЯ ЭФФЕКТИВНО»

— Какова динамика увеличения участников в российской «МитДжет»?

— За год у нас количество участников растет примерно на 30%. Но, как я уже говорил, скоро добавится еще одна моносерия.

— Рост происходит за счет молодого поколения гонщиков?

— Не только. Приходят и те, кто вообще никогда не сидел за рулем гоночного автомобиля.

— Но наверняка аудитория в основном из бизнес-среды?

— В основном да.

— Много участников, у которых есть спонсорская поддержка?

— Примерно у половины. Но спонсорская поддержка — это не значит, что тебе оплатят все твои затраты.

— Насколько сложно развивать гоночную серию в России?

— Сложно, потому что переход от советской системы к коммерческой еще не закончен. Это и нехватка профессионалов в автоспорте, и отсутствие полноценной той самой ступеньки, позволяющей нормально растить гонщиков, и много других серьезных проблем. Отсутствие трасс...

— Трассы уже есть.

— Ну если сравнить с Европой, где их около 150, то можно сказать, что отсутствие. Во Франции в год выдается 15 тыс. гоночных лицензий, а в России только 1,5 тыс. В России еще нет института спонсорства. Вы же видите, как спонсируется спорт у нас в стране.

— По звонку сверху...

— Поэтому у нас пока нет предпосылок для того, чтобы автоспорт развивался эффективно и качественно. Например, в Америке NASCAR является национальным шоу. Его техтребования заморожены с 1978 года. Но организаторов не интересует, что машины несовершенны, главное, что они в одинаковых условиях, а пилоты и команды, вкладывая деньги, знают, что эта серия будет оставаться популярной и востребованной. Поэтому участников становится много.

Я прихожу сегодня на телеканал и предлагаю вести трансляции, а мне говорят: заплати. А за что? В Европе, да везде, где развит автоспорт, телеканал платит за трансляцию. А у нас нужно заплатить телевидению. А потом на телеканале начинают просматривать снятый материал и видят, что в камеру попал логотип какого-то бренда на борту машины. Он нам заплатил? — спрашивают себя менеджеры. Нет. Тогда вырезаем. В итоге получается некаче­ственный материал.

«МЫ РАЗВИВАЕМ НАШИ ТЕХНОЛОГИИ В СТОРОНУ ИНТЕРНЕТА»

— Как вы оцениваете уровень зрелищности вашей серии? Телевидению она интересна?

— А если да?

— Для спонсора важна медиаотдача. Телевидение в этом плане очень эффективно.

— В прошлом году мы создали очень хорошую видеокартинку, выложили ее на YouTube и видим прямой результат — 3,5 млн просмотров. А мы знаем, что этот ресурс невозможно подделать и что он один IP-адрес (или компьютер) не считает второй раз. То есть посетителей гораздо больше.

— Вы говорите про «МитДжет»?

— Про российский автоспорт в целом. Потому что один класс не может развиваться в отрыве от остальных. Наша целевая аудитория — та, которая любит автоспорт. Он либо нравится, либо нет. Сейчас вся информационная составляющая ушла в Интернет. И мы ориентированы именно туда.

— Вы хотите сказать, что для вашей серии сейчас телевизор не так интересен, как Интернет?

— Я хочу сказать, что за Интернетом будущее. Мы развиваем наши технологии в сторону Интернета. Любой человек, который зайдет на наш сайт и захочет увидеть, как в сезоне участвует Иванов, Петров или Сидоров, сможет это узнать. С телевизором он это сделать не сможет.

— Вашим потенциальным спонсорам это интересно?

— Они, как вы понимаете, от этого еще далеки.

— Им нужен телевизор.

— Да. Как может менеджер крупной компании успешно отчитаться перед своим руководством за потраченный бюджет? Конечно, реклама в телевизоре — идеальное для этого средство. Время рекламы в эфире, умноженное на виртуальные цифры зрительской аудитории, которые опубликовал телеканал, демонстрирует хороший экономиче­ский эффект. Другое дело, насколько это всегда эффективно для продвижения продукта.

— Что может изменить эту ситуацию?

— Сделать качественный продукт и подать его в нужном виде можно и через Интернет. Мы ищем тех спонсоров, которые видят для себя эту площадку с точки зрения бизнеса привлекательной. Наша аудитория активная, достаточно молодая, платежеспособная. Все эти люди сегодня пользуются Интернетом. У нас запланировано на следующий год совершить ряд технических шагов, чтобы поднять интерес к эвенту. Например, мы хотим сделать онлайн-трансляцию из каждой машины, чтобы можно было через Интернет наблюдать, как едет каждый пилот.

— Что позволяет вам зарабатывать в вашем бизнесе?

— Мы не перекладываем всю финансовую нагрузку на плечи участников. Пилоты платят нам взнос в размере 500 евро за уикенд. Источников дохода много. Для того чтобы сегодня выживать в автогоночном бизнесе, нужно иметь и спонсоров, и пилотов, зарабатывать и на продаже запчастей, и на сервисных услугах для гонщиков, на аренде машин, на производстве видеокартинки. Серия будет эффективной в том случае, если она будет интересной и для пилотов, и для медиа.

— Сколько у вас машин, которые сдаются участникам в аренду?

— В классе 1300 наших машин больше, чем частных. А в классе 2000 будет больше частных. Для гонщика иметь собственную машину выгоднее, чем арендовать.

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Как снизить текучесть персонала на испытательном сроке на 20%
Pro
История идеального провала: почему всех разочаровали гироскутеры Segway
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist