Общество, 08 фев 2018, 01:31

Этика и риторика: как эксперты Кудрина предлагают вернуть доверие суду

Центр стратегических разработок предложил основать специальное учебное заведение, где будущие судьи проходили бы годичные курсы, в том числе по психологии и экономике. Это решит часть проблем с качеством правосудия, считают в ЦСР
Читать в полной версии
Фото: Андрей Попов / Лори

Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина предложил создать в России особое учебное заведение для претендентов на статус судьи. Такая идея содержится в докладе ЦСР, посвященном совершенствованию судебной системы (есть в распоряжении РБК). Доклад подготовлен совместно с Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге.

В последние 14 лет доля россиян, которые отрицательно оценивают работу российских судов, стабильно выше доли оценивающих ее положительно, указывают эксперты ЦСР со ссылкой на результаты опросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ). В 2004 году респондентов, критически относящимся к судам, было 46%, в 2017 году их было 34%. При этом опрошенных, одобряющих работу судов, в разные годы было от 16% в 2011 году до 32% в 2017 году.

Низкий уровень доверия к судебной системе отчасти связан с кадровыми проблемами, полагают в ЦСР.

Бывшие секретари

Сейчас судейский корпус на 32% состоит из людей, профессиональный опыт которых на момент назначения сводился к работе в аппарате суда (причем между 2001 и 2013 годом доля судей, назначенных из бывших сотрудников аппарата, выросла с 19 до 58%). Как правило, такие судьи выдерживают высокую бюрократическую нагрузку и легко интегрируются в судейское сообщество. «К отрицательным последствиям следует отнести ограниченность юридического опыта» и «сокращенную юридическую подготовку», — указывают авторы доклада. Также «характер аппаратной работы [таких судей] создает привычку к подчинению руководителю и не способствует развитию навыков самостоятельного принятия судебных решений», написали эксперты ЦСР.

Экзамен для судей в нынешнем виде «нацелен скорее на умение оперировать знаниями, почерпнутыми в учебниках или в за­коне», нежели на выявление способности применять эти знания в нестандартных ситуациях, «в действительно состязательном споре с сильными сторонами», убеждены эксперты ЦСР. Переподготовка судей происходит уже после назначения и длится всего 3–4 недели, указали они.

В Кадровую комиссию при президенте входят помимо прочих представители правоохранительных органов. Они не только проверяют биографию судей на предмет компрометирующих данных, но и участвуют в обсуждении их кандидатур, утверждают авторы доклада, что «противоречит принципу автономии судебной власти». При этом критерии положительных или отрицательных рекомендаций, равно как и причины отклонения кандидатур, «нигде формально не отражены». Все это «создает впечатление кулуарности, необъективности решения этого вопроса и снижает доверие к процедуре отбора в целом», — подчеркивают в ЦСР.

Курсы для судей

​Длительность обучения судей должна быть не менее 12 месяцев, убеждены в ЦСР. Она должна вестись в особом Федеральном центре подготовки судей, автономном от власти, в том числе и судебной: слишком тесный контроль с ее стороны «будет способствовать сохранению существующего положения дел, а не его изменения», рассуждают авторы доклада.

По их мысли, учредителем центра может выступить правительство, «активную роль в его создании должны играть Верховный и Конституционный суды, а также наиболее авторитетные представители экспертного юридического сообщества. Головной кампус центра предлагается расположить в Санкт-Петербурге, дополнительные кампусы должны быть открыты в Екатеринбурге и Владивостоке.

Помимо специфических судебных дисциплин (связанных с ведением процесса, написанием и обоснованием решений) слушатели курсов должны будут изучать этику, экономику, социологию, риторику, судебное администрирование, проходить психологическую подготовку, полагают в ЦСР. Также слушатели должны иметь возможность понаблюдать за работой прокуратуры, следственных органов и учреждений службы исполнения наказаний. Большинством преподавателей должны стать бывшие и действующие судьи (для последних предлагается ввести институт «преподавательского отпуска» на 2–3 года).

Обучение должно вестись либо за счет бюджета, либо за кредитные средства, которые в случае успешной сдачи выпускного экзамена курсисту возмещает государство. Если результат выпускного экзамена будет неудовлетворительным, выпускнику предоставится один шанс на повторное обучение, но уже за собственные средства. После окончания обучения слушатель курсов обязуется отработать судьей минимум пять лет, а в случае увольнения — возместить государству стоимость своего обучения в центре. Выпускников предлагается распределять в районные суды и арбитражные суды первой инстанции, при этом у более успешных выпускников будет преимущество в выборе места. ​

Советник председателя Конституционного суда Тамара Морщакова оценила идею центра как очень хорошую, но не единственную необходимую. По ее мнению, менять нужно также систему отбора и назначения судей: «Как судей ни готовь, они будут зависеть от представителей исполнительной власти, сидящих в кадровой комиссии. Нынешняя процедура отбора ничего хорошего дать не может», — сказала она РБК.

Как стать судьей

По действующему закону претендентом на статус судьи может быть только человек с высшим юридическим образованием. Например, в районный, гарнизонный военный суд или арбитражный суд первой инстанции может быть назначен судьей человек, которому исполнилось 25 лет, отработавший в юридической специальности 5 лет. Для вышестоящих судов требования строже; в Конституционный суд не возьмут судью моложе 40 лет и с юридическим опытом менее 15 лет.

Любой юрист, подходящий под эти критерии, может сдать квалификационный экзамен на должность судьи. В случае успешного результата квалификационная коллегия судей может дать ему рекомендацию, которая направляется председателю того суда, где есть вакансия. Если председатель согласен с рекомендацией, он направляет представление назначении рекомендуемого лица на должность судьи в адрес президента. Далее пакет документов кандидата проходит через специальную кадровую комиссию при президенте. Затем глава государства подписывает указ.

По данным ЦСР, на разных этапах отсеиваются около половины кандидатов на должность судьи (исключая мировых судей). 30-40% отклоняют квалификационные коллегии. Еще 20-30% оставшихся кандидатов не проходят проверку кадровой комиссии при президенте.

«Излишняя репрессивность»

Среди проблем судебной системы авторы доклада также выделяют высокую нагрузку, снижающую качество судопроизводства, зависимость судей от председателей судов, а также слабый контроль над обвинением в уголовном процессе, который выражается в излишней репрессивности и «обвинительном уклоне»: так, суды удовлетворяют 91% ходатайств следствия об аресте обвиняемых, а оправдательные приговоры судья в среднем выносит раз в семь лет.

Часть проблем должно решить урезание полномочий председателей судов по отношению к судьям — они не должны восприниматься как их работодатели, считают в ЦСР. Должность председателя предлагается сделать выборной и ограничить срок полномочий четырьмя годами. При этом участие председателей в назначении и ротации судей предлагается сделать минимальным. В законе и уставах должны быть прописаны четкие критерии дисциплинарных наказаний для судей, чтобы они не могли быть инструментами произвольного давления, полагают эксперты.

На должности секретарей суда предлагается набирать не только выпускников юрфака, но также людей с любым высшим образованием; зарплату им предлагается повысить вдвое — это должно улучшить качество кадров в аппарате судов. Работу судебного клерка ЦСР предлагает не учитывать как юридический опыт — то есть, она не будет способствовать дальнейшему назначению судьей.

Кроме того, в ЦСР предлагают целый комплекс мер по снижению нагрузки на суды — например, существенное повышение госпошлины по искам.

Помимо предложенных ЦСР решений, не помешало бы ввести систему судебного контроля над расследованием уголовных дел, считает Морщакова. «Нужны меры, связанные с выявлением и исправлением дефектов работы правоохранительной системы. Судьи не должны быть заинтересованы в подтверждении того, что приносят в суд в качестве негодного материала следователи и прокуроры», — пояснила советник председателя КС.

Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик