Спортивный ритейл выбирает формат гипермаркетов
Если сравнивать по уровню потребления спортивных товаров, который существует в Европе, объем российского рынка должен составлять не менее 15-16 млрд долл., прогнозирует гость программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ, генеральный директор маркетингового агентства "Восемь правил" Андрей Малыгин.
В числе основных игроков на отечественном рынке спортивных товаров - "Спортмастер", "Адидас", "Высшая лига", "Интерспорт", "Спранди". По экспертным оценкам, "Спортмастер" занимает лидирующие позиции в этой группе, к нему приближается "Адидас". Сделав ставку на развитие собственного ритейла, компания наладила контроль за поставками продукции и получила возможность заработать дополнительные деньги.
По мнению А.Малыгина, крупные поставщики и сетевые розничные продавцы определяют перспективы развития спортивной индустрии. Особенно если ритейлер способен контролировать всю цепочку: от производства до появления на полках магазинов нового товара по доступной цене. Прямое тому подтверждение - появление частных марок, т.е. когда крупный ритейлер заказывает продукцию под своим брендом на той же фабрике, что и поставщик. Но, в отличие от последнего, ритейлер может демпинговать, делая товары более дешевыми.
Надо сказать, что такой концепции придерживаются продавцы, работающие в формате гипермаркета. Их главное преимущество в том, что на больших площадях можно выставить немалое количество товаров по демократичным ценам. Например, в формате гипермаркета работает ритейлер "Декатлон" (французская сеть), "Спортмастер" заявил о том, что откроет несколько гипермаркетов.
При этом спортивные гипермаркеты способны "увести" некоторое количество покупателей с рынков в цивилизованную розницу, предлагая широкий ассортимент качественных товаров по сопоставимым ценам. Сейчас на открытых рынках продается не менее 20% спортивных товаров, притом, что за два последних года их доля сократилась на 8%. По данным ABARUS market research, торговые сети занимают 35% рынка спорттоваров, универсальные магазины – 16%, магазины – 15%, а теневая торговля – 34%.
Однако спортивный ритейл рассматривает в качестве своего основного конкурента не коллег по цеху, не открытые рынки, а универсальные магазины или неспортивных ритейлеров, которые предлагают спортивную одежду, учитывающую модные тенденции.
Между тем, по данным исследований, проведенных Sport communication group, в США продажи спорттоваров на человека составляют 163 долл, в ЕС – 85, в целом по России – 21, в Москве – 80 долл. В России активным спортом занимаются 12% населения, в США этот показатель составляет 40%, в Германии – 60%. Эти показатели свидетельствуют о том, что российскому рынку спорттоваров есть куда расти. Усложняет развитие данной индустрии целый ряд факторов, в числе которых дефицит коммерческой недвижимости, невысокий уровень доходов населения и надвигающаяся "демографическая яма", обещающая дефицит потребителей в возрасте 20-40 лет.