Общество, 08 июл 2013, 01:05

Депутаты зачищают контент-провайдеров

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

В деле борьбы с SMS-мошенни­ками тактическую победу одержали контент-провайдеры, среди которых таких мошенников было немало. Новая редакция закона «О связи», принятая в прошлую пятницу в третьем чтении, регламентирует открытие отдельного лицевого счета для оплаты контент­ных услуг только по просьбе абонентов, а не в обязательном порядке, как предполагалось ранее. Что, как считает председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова, спасло рынок контента от исчезновения. Однако не все предложения ассоциации были учтены.

Практически каждый абонент мобильной связи сталкивался с так называемым SMS-мошенничеством, которое можно разделить на два вида: SMS-рассылки из серии «мама, срочно положи мне денег на этот номер» или «ваша банковская карта заблокирована» и злоупотребление контентом — когда с абонента списывается сумма, на которую он не рассчитывал, обещанная услуга не оказывается или оказывается не полностью. Чтобы «разблокировать сайт», «узнать историю своей фамилии» или получить «все вакансии известной компании», абонентам предлагалось отправлять SMS на короткие номера, тем самым активируя списывание денег с мобильного счета.

За последние годы операторам удалось несколько снизить накал этой проблемы собственными силами.

Например, представитель компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Анна Айбашева сообщила, что компания давно усовершенствовала правила подключения подписок на услуги, предоставляемые с участием контент-провайдеров: «Для повышения прозрачности веб-подписки «ВымпелКом» ввел систему обязательного SMS-информирования абонента о стоимости услуги до и после активации подписки, о возможности ее отключения и о контактах провайдера. В случае если подписка активирована без соблюдения правил подтверждения в системах оператора, абонент не тарифицируется и ему возвращаются средства, а с провайдером взаиморасчеты не производятся».

Во многом благодаря подобным мерам в 2012 году по сравнению с 2011-м объем рынка недобросовестных услуг снизился с 275 млн до 190 млн долл. Теперь же, как предполагает вице-спикер Госдумы (а по совместительству один из авторов обсуждаемого законопроекта) Сергей Железняк, бизнес мошенников будет затруднен максимально.

«Для рынка принципиально, что в принятой редакции закона были учтены поправки, согласно которым открытие второго лицевого счета происходит именно по желанию абонента, а не в обязательном порядке, — говорит г-жа Анциферова. — В противном случае мы могли бы столкнуться с ситуацией, когда услуги, объем которых мы оцениваем в 2 млрд долл. в год, просто перестали бы оказываться. Ведь для открытия второго счета пользователям пришлось бы ехать в офис к оператору, что, может, и допустимо в крупных городах, но доставило бы много хлопот. Еще больше сложностей возникло бы у жителей сел и деревень. Все это привело бы к резкому обрушению бизнеса, в котором работают тысячи IT-специалистов, и больно ударило бы по многим смежным рынкам. Ведь правообладатели получают от контент-провайдеров существенные доходы от продажи лицензионного контента; контент-провайдеры обеспечивают SMS-общение слушателей с радиоведущими, проводят SMS-голосования, принимают промокоды участников различных акций производителей по­требительских товаров и многое другое».

Операторы мобильной связи поддержали новую редакцию закона «О связи» с энтузиазмом. «Введение второго лицевого счета — это создание еще одной биллинговой системы, поэтому правильно, что такой счет будет заводиться не для всех абонентов, а только для тех, кто заявит об этом самостоятельно. Технически мы готовы к реализации этого закона, хотя срок до 1 мая 2014 года считаем очень коротким», — сообщила РБК daily пресс-секретарь «МегаФона» Юлия Дорохина.

Однако не все предложения Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента были учтены. «К примеру, мы предлагали ввести более прозрачную детализацию счета по контент-услугам для абонентов мобильных операторов. Как в супермаркете, где в чеке видно, из каких конкретно покупок складывается общий счет, — говорит г-жа Анциферова. — Какие-то возможности по детализации операторы предлагают и сегодня, но их схемы сложно назвать полностью прозрачными. Я, например, за мобильную связь ежемесячно плачу около 6 тыс. руб., и даже у меня возникают вопросы. Что же тогда говорить об обычных абонентах».

Но самая главная проблема принятой редакции закона «О связи», по мнению Надежды Анциферовой, заключается в том, что проблему с мошенниками в сфере мобильного контента решить одним законом невозможно. «Сегодня стираются грани между мобильным контентом и интернет-контентом, меняются способы его оплаты, и думаю, что уже через год мы будем обсуждать единый цифровой контент. В то же время мошенничество как таковое, к сожалению, неистребимо. И сегодня в Уголовном кодексе существует статья за мошенничество, а закон «О рекламе» требует обязательного информирования клиентов о стоимости оказываемых услуг. Но аферисты придумывают новые и новые способы отъема денег у доверчивых граждан, а расследовать такие дела очень непросто».

Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая
Pro
Новый офисный синдром — ложное выгорание: как с этим бороться начальнику
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива