Общество, 08 авг 2014, 01:24

Устали бояться

Читать в полной версии
Фото: EPA

Акции «Аэрофлота» и европейских авиакомпаний притормозили вчера падение, несмотря на то что власти признались, что всерьез рассматривают возможность закрыть транссибирские маршруты для европейских и американских перевозчиков.

Утром в четверг акции «Аэрофлота» росли на 2% на Московской бирже на фоне умеренного снижения индекса ММВБ, к концу торгового дня «Аэрофлот» потерял 0,4% на фоне снижения рынка на 0,08%. В предыдущие два дня акции крупнейшего российского авиаперевозчика потеряли в цене 10% на фоне слухов о закрытии транссибирских маршрутов. В этом случае «Аэрофлот» потерял бы роялти, которые он получает с 1970-х годов, — около $300 млн в год.

Последнее двухдневное падение было стремительным, сейчас акции технически отскакивают наверх, но говорить о дальнейшем росте сложно, поскольку инвесторы ждут решения правительства о транссибирских маршрутах, сказал аналитик «Метрополя» Андрей Рожков.

Больше «Аэрофлота» пострадала Finnair, чьи акции за три дня рухнули на 11,2%. Акции Air France — KLM упали на 6,5%, International Consolidated Airlines Group S.A. (IAG), объединяющая British Airways и испанскую Iberia, подешевела на 3,33%, Lufthansa — на 4,14%.

«Правительство России рассматривает ряд ответных шагов, но это не означает, что они будут немедленно введены, тем не менее они, что называется, на столе. Во-первых, это запрет использования воздушного пространства нашей страны для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в регионы Восточной Азии, то есть Азиатско-Тихоокеанский регион», — сказал премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг.

Кроме того, правительство может изменить «точки входа и выхода в воздушное пространство России для регулярных и чартерных рейсов европейских перевозчиков», что повысит цену перевозки.

Решение о фактическом закрытии транссибирских маршрутов зависит о того, будут ли объявлены санкции в отношении «Аэрофлота». В этой ситуации возможны два сценария. Первый — запрет на пролеты над Россией авиакомпаний из стран, которые ввели в отношении ее санкции. Второй — оставить для азиатских компаний прежний порядок пролета, а для европейцев и американцев увеличить сбор за пролет в несколько раз, сделав его фактически запретительным.

Правительство уже приняло решение о запрете транзита для украинских авиакомпаний, летающих в Азербайджан, Грузию, Армению, Турцию, сказал Медведев. Речь идет об авиаперевозчиках Yanair, Wizz Air Ukraine, «Днеправиа» и «Международные авиалинии Украины», сообщил ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя Росавиации.

«Международные авиалинии Украины» (МАУ, Киев) изменят трассы своих рейсов в Баку, Ереван и Тбилиси, чтобы исключить использование воздушного пространства России, сообщил Интерфакс со ссылкой на представителя компании. МАУ не ответили на запрос РБК о комментарии. Источник в «Днеправиа» сообщил РБК, что пока рейсы компании осуществляются в штатном режиме, а сам авиаперевозчик не получал никаких извещений о запрете полетов над территорией России. Сотрудник Wizz Air Ukraine в российском колл-центре компании сообщил, что авиакомпания не летает над территорией России. Yanair в четверг вечером была недоступна для комментариев.

То, что решение о транссибирских маршрутах не было принято вместе с пакетом санкций [относительно продовольствия, автопрома и т.д.], вселяет некоторый оптимизм, это может означать, что правительство все же намерено сохранить маршруты, говорит Рожков.

IATA в своем пресс-релизе ранее назвала торговую войну с Россией, наряду с лихорадкой Эбола, дефолтом Аргентины и войной на Ближнем Востоке, в числе основных угроз для роста спроса на авиаперевозки.

Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
Ждет ли мир второй «пузырь доткомов». Как на экономике скажется крах ИИ
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей