Общество, 08 авг 2014, 17:58

Бизнес попросил дополнительных разъяснений по запрету на анонимный Wi-Fi

Постановление правительства №758 от 31 июля 2014 года, согласно которому устанавливаются новые правила предоставления услуг связи, в частности, вводится обязательная идентификация пользователей, озадачило бизнес. Участники коммуникационного рынка и рестораны ждут разъяснений о том, как им теперь организовывать точки Wi-Fi-доступа.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Документ был опубликован на портале правовой информации 5 августа 2014 года. По закону, он вступает в силу через неделю после публикации, то есть 13 августа. За это время операторы связи и их клиенты должны провести гигантский объем работы, при том, что многие положения остались им непонятны.

Директор по корпоративным коммуникациям «Росинтер Ресторантc» Елена Мазур рассказала корреспонденту РБК, что с постановлением правительства сейчас разбираются юристы и IT-специалисты компании. «Пока нет четкой ясности, попадают ли рестораны под его действие, а кроме того, непонятно, есть ли штрафы, если не будет формы для идентификации, кто несет ответственность - мы или провайдер услуг. И потом, технически это сложно будет реализовать за пару дней, посмотрим, что будет делать метрополитен», - заявила Мазур.

О необходимости дополнительных разъяснений заявил и руководитель юридического департамента Mail.Ru Group Антон Мальгинов. По его словам, согласно новым изменениям, юридические лица должны регулярно обновлять и предоставлять своему оператору списки лиц, которые используют их пользовательское оборудование, включая ФИО, место жительства и реквизиты паспорта. Причем они должны это делать в срок, предусмотренный договором. «Сейчас это читается так, что все компании должны вести и передавать оператору связи списки всех своих работников, а также списки всех пользователей «гостевых» сетей. Например, гостиница или ресторан с бесплатным Wi-Fi перед тем, как дать пароль к сети, должны получить данные о пользователе, включая паспортные данные, внести его в список, и в установленном в договоре с оператором порядке отправить сведения оператору. Если в этом пункте была иная логика, то, видимо, понадобятся дополнительные разъяснения», - заявил юрист.

Представитель компании «АКАДО Телеком» рассказал корреспонденту РБК, что их компания обслуживает около тысячи Wi-Fi точек в Москве в рамках госконтрактов и контрактов с юрлицами. По его мнению, важен не только срок вступления постановления в силу, но и сроки для внесения оператором связи изменений в договор об оказании услуг связи с клиентом, которые решение правительства не предусматривает. Тем не менее, оператор должен с учетом данных изменений «прописать в договоре об оказании услуг связи условия, обязывающие клиента - юридическое лицо или индивидуального предпринимателя - не реже одного раза в квартал предоставлять оператору связи информацию о лицах, использующих оборудование для выхода в интернет. Информация должна включать в себя ФИО лиц, место жительство, паспортные данные».

При этом юрист отметил, что данное условие не нарушает нормы Федерального закона «О персональных данных», поскольку в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 9 указанного закона обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных допускается в случае достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Представитель «Ростелекома» Андрей Поляков заявил РБК, что изменения касаются оказания разовых услуг доступа в интернет в пунктах коллективного доступа. По его словам, в пояснительной записке Минкомсвязи не идет речи о кафе, ресторанах и других общественных местах. «При оказании платных услуг доступа в интернет в ПКД «Ростелеком» уже использует различные формы идентификации. Например, пароль высылают в SMS на указанный абонентом номер мобильного телефона, по номеру телефона может быть проведена идентификация пользователя», - пояснил он. Поляков добавил, что службы «Ростелекома» анализируют новый нормативно-правовой акт, чтобы разработать технические решения для идентификации пользователя и оборудования, а также хранения информации о пользователях не менее шести месяцев.

По мнению представителя департамента информационных технологий Москвы Елены Новиковой, действие постановления распространяется только на пункты коллективного доступа (ПКД). «Постановление распространяется только на точки публичного интернет-доступа в рамках универсальной услуги», - сообщила она Интерфаксу.

Однако источник в одной из компаний-операторов связи рассказал Интерфаксу, что проблема трактовки постановления состоит в том, что четкое определение ПКД отсутствует в российском законодательстве. Поэтому к ПКД, его мнению, можно причислить Wi-Fi точку в любом общественном месте. В Почте России агентству сообщили, что их пункты коллективного доступа подпадают под действие постановления. «Будем выполнять требования законодательства», - сообщил представитель Почты.

Депутат Думы Вадим Деньгин, который занимает пост зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, признался, что ничего не понял в постановлении. «Вектор задан верный: верификация пользователей должна быть, но механизм непонятен. Кажется, Минкосвязи неправильно объяснили инициативу», - сказал Деньгин РБК. Он также напомнил, что еще в 2012 году предлагал обязать пользователей регистрироваться в соцсетях по паспортам, правда; инициативу не поддержали.

Представитель оператора «МегаФон» Олеся Яременко рассказала РБК, что у компании есть точки доступа в аэропортах и на вокзалах, а также в Парке Горького и на поездах «Сапсан». По ее словам, в них можно сделать авторизацию по номеру телефона, ведь у операторов мобильной связи есть вся информация о своих абонентах.

Анна Левинская, Ирина Юзбекова, Дарья Луганская, Ирина Малкова, Владислав Гордеев

Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Субсидиарная ответственность за штраф от ФНС: как оправдаться директору
Pro
США проспали становление Китая. Что угрожает американской экономике
Pro
Мрачная перспектива: что ждет Европу из-за нового китайского шока
Pro
Быстро и дешево запустить сайт или приложение: польза и риски low-code
Pro
Как нанять лучшего руководителя отдела продаж, не обещая ₽300 тыс.