Общество, 08 сен 2011, 05:25

Летчик Як-42 допустил при взлете "лейтенантскую ошибку"

Як-42, разбившийся в среду, 7 сентября, под Ярославлем, во время разгона по взлетно-посадочной полосе проскочил точку отрыва. Об этом пишет "Коммерсантъ", ссылаясь на сотрудников аэропорта Туношна.
Читать в полной версии

Работники Туношны рассказали журналисту издания, что в воздух самолет поднялся в самом торце полосы, цепляя шасси грунт. По их словам, из-под колес Як-42 в конце разбега уже поднималась пыль.

Свидетели утверждают, что набрать высоту машина так и не смогла: оторвавшись от земли всего на несколько метров, самолет начал заваливаться на левое крыло. Затем снес мачту ближнего приводного радиомаяка, расположенную в 450 м от конца полосы, и рухнул на берег Волги.

Эти данные подтверждает и эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев в интервью газете "Известия". Ссылаясь на диспетчера, А.Гусев рассказал, что лайнер оторвался от полосы слишком далеко, "перебежав" ее.

"Такое случается, когда самолет не может набрать необходимую тягу двигателей, - объяснил эксперт. - Пройдя "точку принятия решения", в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он, скорее всего, совершил типичную ошибку - "поддернул" лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло".

"В авиации подобные катастрофы называют "лейтенантской ошибкой", свойственной молодым пилотам, - пояснил А.Гусев. - Отрыв от полосы самолета при недостаточной мощности двигателя - самоубийство".

Эксперты, опрошенные "Коммерсантом", полагают, что проблема, скорее всего, застигла экипаж врасплох, когда скорость превысила 200 км/ч. В этом случае самолет, даже начав экстренное торможение, уже не смог бы остановиться в пределах полосы.

Согласно руководству по летной эксплуатации Як-42, отрыв переднего шасси производится при скорости 215 км/ч. Для набора высоты требуется 420 км/ч, которые, по версии пилотов, неисправные двигатели самолетов уже не вытянули, что и привело к сваливанию на левое крыло.

К числу возможных "спонтанных" проблем при взлете пилоты относят такие, как помпаж, заброс (резкое повышение температуры в двигателях), падение давления масла или топлива. Эксперты не исключают и попадание в воздухозаборники птиц. Наконец, возможна и роковая ошибка экипажа, по каким-то причинам проскочившего точку безопасного отрыва и решившего компенсировать это за счет увеличения тяги двигателей и более крутого подъема, которые Як-42 просто не смог преодолеть.

Pro
Используйте свою власть. Как быстро стать руководителем-профи
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Компании гибнут из-за слабых сотрудников. Почему руководители их нанимают
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов
Pro
Как найти IT-команду, которая сделает проект строго в рамках бюджета
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить