Общество, 08 сен 2011, 05:25

Летчик Як-42 допустил при взлете "лейтенантскую ошибку"

Як-42, разбившийся в среду, 7 сентября, под Ярославлем, во время разгона по взлетно-посадочной полосе проскочил точку отрыва. Об этом пишет "Коммерсантъ", ссылаясь на сотрудников аэропорта Туношна.
Читать в полной версии

Работники Туношны рассказали журналисту издания, что в воздух самолет поднялся в самом торце полосы, цепляя шасси грунт. По их словам, из-под колес Як-42 в конце разбега уже поднималась пыль.

Свидетели утверждают, что набрать высоту машина так и не смогла: оторвавшись от земли всего на несколько метров, самолет начал заваливаться на левое крыло. Затем снес мачту ближнего приводного радиомаяка, расположенную в 450 м от конца полосы, и рухнул на берег Волги.

Эти данные подтверждает и эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев в интервью газете "Известия". Ссылаясь на диспетчера, А.Гусев рассказал, что лайнер оторвался от полосы слишком далеко, "перебежав" ее.

"Такое случается, когда самолет не может набрать необходимую тягу двигателей, - объяснил эксперт. - Пройдя "точку принятия решения", в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он, скорее всего, совершил типичную ошибку - "поддернул" лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло".

"В авиации подобные катастрофы называют "лейтенантской ошибкой", свойственной молодым пилотам, - пояснил А.Гусев. - Отрыв от полосы самолета при недостаточной мощности двигателя - самоубийство".

Эксперты, опрошенные "Коммерсантом", полагают, что проблема, скорее всего, застигла экипаж врасплох, когда скорость превысила 200 км/ч. В этом случае самолет, даже начав экстренное торможение, уже не смог бы остановиться в пределах полосы.

Согласно руководству по летной эксплуатации Як-42, отрыв переднего шасси производится при скорости 215 км/ч. Для набора высоты требуется 420 км/ч, которые, по версии пилотов, неисправные двигатели самолетов уже не вытянули, что и привело к сваливанию на левое крыло.

К числу возможных "спонтанных" проблем при взлете пилоты относят такие, как помпаж, заброс (резкое повышение температуры в двигателях), падение давления масла или топлива. Эксперты не исключают и попадание в воздухозаборники птиц. Наконец, возможна и роковая ошибка экипажа, по каким-то причинам проскочившего точку безопасного отрыва и решившего компенсировать это за счет увеличения тяги двигателей и более крутого подъема, которые Як-42 просто не смог преодолеть.

1970-е могут повториться: ждать ли бычьего тренда на рынке металлов
Гормон агрессии и мужественности: 6 популярных мифов о тестостероне
Кризис стали и рекорды золота: что ждет рынки металлов в 2026 году
Всплеск спроса. Как покупки россиян разогнали экономику в октябре
Что такое новый идеальный портфель инвестора и как его собрать
Как сократить IT-бюджет на 2026 год без негативных последствий
Как пошлины Трампа разогнали «чипфляцию» в США
10 мифов о продуктивности руководителей и подчиненных