Царь горы
Все познается в сравнении, в том числе и автомобили. В особенности если эти автомобили одной марки. Чем один Land Rover лучше другого? Выясняем в чеширском лесу в окрестностях замка Peckforton Castle.
Англия — это страна перелесков. Сплошные дубравы, которые наводили ужас на солдат Цезаря, давно сгорели в кострах овцеводов. Теперь здесь повсюду ровные, тщательно ухоженные сельхозугодья. Редкие вкрапления леса воспринимаются как роскошь. Владеют ими зачастую новые знаменитости или старые аристократы.
Пехота и танк
Именно в такой вот старинной вотчине английских лордов, под сенью широкоплечих дубов, нам и удалось познакомиться со всей модельной линейкой Land Rover. Здесь были и серебристый Evoque, и его мужественный братец Freelander 2, и квадратный Discovery, и даже суровый Defender, обутый в латы навесных алюминиевых панелей. В общем, нам выпала уникальная возможность испытать все эти машины в одном месте в одном деле.
Признаться, смотрится вся эта компания в стенах замка очень гармонично. В особенности вояка Defender. Все стоят, хорохорятся, помигивают фарами и не терпят броситься в бой.
Лучше всех во всей команде оснащен, конечно же, Discovery. У него настоящая раздаточная коробка и блокировки дифференциалов. Помимо этого машина оборудована блоком управления режимами движения, подходящими для разных погодных и дорожных условий, а также пневматической подвеской с изменяемым клиренсом. Evoque и Freelander, напротив, самые незащищенные. Эти легкие пехотинцы имеют на вооружении только электронные имитации блокировок да тот же программатор режимов.
Старичок Defender по сравнению с ними — это танк. Здесь минимум электроники и обилие надежных «дедовских» ручных механизмов. Переключать передачи и орудовать раздаткой — сущее удовольствие. Передачи входят в зацепление со звонким треском, как на старом ЗИЛе, а контролировать габариты Defender непросто из-за выступающих крыльев. Зато даже на этом работяге имеются электронная педаль газа и некое подобие тракшн-контроля. В общем, должно быть интересно посмотреть, как электронная новизна прижилась в бездушном железе.
Дух первооткрывателя
Чеширсий лес давно облюбован охотниками, не боящимися выкладывать по 700 фунтов за сутки фазановой охоты. Здесь масса грунтовых дорожек, утопающих в зелени лиственных деревьев, а на вершине холма в выступающих скалах древние каменотесы в Средние века высекали красный песчаник для строительства рыцарского замка.
Наша дорога петляла вокруг клеток с фазанами, ныряла под склон холма, вновь поднималась в сосновые посадки и делала крюк рядом с древним каменотесным карьером. Признаться, таких дорожек в России превеликое множество. Переваливаясь с одного бока на другой и почиркивая днищем о землю, наша колонна медленно ползла по чеширскому лесу.
Путешествуя на Discovery, не ощущаешь трудностей на пересеченной местности. Пневматическая подвеска с электронным управлением удерживает кузов всегда прямо, а длинный ход колес позволяет избежать сильных «проваливаний» в ямки. Discovery просто ползет ровненько, лишь изредка досаждая болтанкой. Первоначально подключив соответствующую программу движения и выставив колесико раздатки в положение L, можно расслабиться и предоставить машине думать самостоятельно.
Опытный инструктор напоминает, что третья с понижайкой — это первая без нее. Поэтому на прямиках можно не бояться перещелкивать передачи наверх. Зато вот при погружении в грязевую лужу полметра глубиной лучше перейти в мануальный режим, выставить первую передачу и заодно включить все системы, что только есть в наличии. Зрелище, прямо скажу, не для слабонервных. Discovery сначала зависает над ее берегом, затем опускает нос в воду. Водитель и пассажир повисают телом на ремнях. При легком добавлении газа машина плюхается в желтую жижу целиком, словно изнывающий от жары бегемот. Затем, освоившись и взбодрившись, он, расталкивая мутные волны, рысцой устремляется к следующему берегу. Из окон внедорожника видно, как следом то же самое проделывают Evoque и Freelander, но как-то неуверенно.
Серьезные малыши
Самое время пересесть и испытать Evoque в деле. Двери захлопнулись, шайба автомата переключена на D, начинаем движение и тут же царапаем днищем колею. Действительно, клиренс у Evoque меньше, поэтому на грунтовке нужно быть аккуратным. Отсутствие раздатки тут же дает о себе знать. Дорожная первая передача слишком резка для разбитой грунтовой трассы. Старт получается нервным и каким-то дерганым. Приходится тонко дозировать тягу. То же самое с торможением. Машина при легком касании тормоза резко хватает диски, и автомобиль, покачиваясь, встает колом. Да, после Discovery машину нужно постоянно осаживать. Она стремится рвануть вперед, однако разбитая дорога этого не позволяет.
Freelander 2 на фоне своего одноутробного братца в грязи смотрится получше. У него такая же трансмиссия, однако подвеска иная. Высокий дорожный просвет и плавная педаль газа позволяют вздохнуть спокойно.
Внедорожная акробатика
Обычная грунтовая дорога все же не может дать полного представления об автомобилях. Чтобы ощутить их возможности на всю катушку, специалисты Land Rover подготовили специальный полигон внутри каменнотесного карьера.
На ограниченном пространстве в окружении отвесных скал находились несколько упражнений, в том числе так называемые Орешки, Горка и Лезвие ножа. В 45-градусную «Горку» нужно было забраться в ползучем режиме и затем скатиться со столь же крутого спуска. «Лезвие ножа» представляло из себя такую же горку, только ее вершина была остра, а это «лезвие» сделано по диагонали. Когда машина заезжала туда, диагональные колеса оказывались вывешенными. В этом случае можно хорошо оценить работу блокировок.
Третье упражнение под названием «Орешки» не столь высоко задрано вверх, как предыдущие, но зато считалось одним из самых сложных. Из земли просто вырастали два бетонных холма, напоминающих два желудя, положенных рядом. «Орешки» требовалось проехать наискосок. При этом скользкий бетон не давал цепляться обычным дорожным покрышкам.
Первым в бой ринулся Freelander. Подъем в горку и спуск с нее для приноровившегося водителя и машины не страшны. Правда, когда подъезжаешь к горке, она кажется отвесной стеной, и не верится, что автомобиль вообще может на нее забраться. Здесь главное не паниковать и не испугаться высоты. Тогда автомобиль проходит упражнение очень ровно. Не мешают даже острый газ и тормоз. Раз! И ты уже на пике холма!
А вот на «Лезвии ножа» приходится потрудиться. Здесь на острой вершине, расположенной диагонально, нужно выверенно работать газом, чтобы ровно перевалить автомобиль из состояния «задранный нос» в состояние «задранная корма». В первом положении, кроме небес, не видно ничего, и приходится продвигаться вперед просто наугад, интуитивно рисуя в воображении картину того, что может находиться под колесами. Потом машина резко опускает нос, бьется колесом в землю и качается на пружинах. Все! Теперь можно скатываться вниз.
Зато вот на «Орешках» Freelander вволю побуксовал. В самой верхней точке упражнения машины безбожно буксуют на голом бетоне. Freelander, прежде чем пройти препятствие, буксует секунды три. Только потом его трансмиссия перебрасывает момент на другие три колеса.
Evoque ездит практически идентично Freelander. Зато вот Discovery на всех этих препятствиях вел себя идеально. Иногда казалось, что на «Горку» его тянут вверх канатами. Настолько медленно, как скалолаз, он поднимался на склон и скатывался с его противоположной стороны. Столь же мягко и уверенно он качался на «Лезвии ножа» и проезжал «Орешки» так, как будто это были все детские шалости.
В общем, пора подвести итог. Evoque хоть и дорожный автомобиль, но способен проехать там же, где и более взрослый Discovery. Пусть он царапается колесами, чиркает днищем, но все же лезет вперед. Evoque купается в тех же грязевых водоемах, падает с 45-градусного склона и качается на «Орешках», что и Discovery, являясь при этом скоростной асфальтовой машиной. В общем, Evoque старается показаться хорошим бойцом. Зачастую, с поправкой на возраст и силы, ему это удается.
Discovery, конечно же, непревзойденный по выучке воин. Все его движения тщательно выверены. Он нетороплив, но на бездорожье оказывается первым. Кажется, что он просто не умеет делать ничего лишнего. Всякое усилие в меру.
Freelander — это крепкий середнячок. Он обладает спокойным характером и высоким клиренсом, но отсутствие полноценной внедорожной трансмиссии не дает ему полностью раскрыться в экстремальных условиях. Однако если почитатель Land Rover не готов позволить себе Discovery и не готов мириться с нарочито гламурной внешностью Evoque, то Freelander оказывается просто незаменим.